На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

СТРАНИЧКА РЕКТОРА - Публикации 

Духовность как ценностный приоритет в формировании молодого поколения Подмосковья
Опубликовано: 27.01.2017

Доклад Е.Н. Трофимова,
ректора Российской международной академии туризма, д-ра полит, наук

Духовность как ценностный приоритет в формировании молодого поколения Подмосковья

Ваше Высокопреосвященство! Сердечно приветствуем Вас и благодарим за то, что Вы вновь благословили инициативу Московской епархии на проведение научно-практической конференции «Молодежь и религия» в стенах нашей Академии.

Ваше личное присутствие, прозвучавшее Ваше мудрое наставление придают особую значимость нашему мероприятию, которое, без преувеличения, становится важной вехой в формировании системы духовного воспитания молодежи Подмосковья.

Уважаемые участники конференции! Сегодня на коллективное обсуждение вынесена проблема, особентто актуальная в современных условиях международной напряженности, активизации международного терроризма и стремлении политических экстремистов переписать пашу многовековую историю.

Готовясь к докладу, я просмотрел немало публикаций на эту тему. В них много разговоров идет об утрате жизненных интересов, моральных норм, падении духовности молодежи, отсутствии мотивации к интеллектуальному и культурному развитию. Я, как ректор, так не считаю. Все1да молодежь соответствовала своему времени, тому состоянию рыночных отношений, которые складываются в стране. Молодежь независимо от времени — главный резерв России. Сегодня надо знать, чго информационное оружие отличается от обычною тем, что оно поражает человека, его душу и разум, наносит удар по его мировоззрению, разрушает системы ценностных идеалов и приоритетов. При этом первыми под удар попадают дети и молодежь.

Программируя их умы посредством воздействия СМИ, наш противник влияет на будущее, задает алгоритмы поведения поколений. Восточная мудрость гласит: «Хочешь победить врага — воспитай его детей».

Да, мы должны выступать за открытое общество. Более того, можно сказать, что сегодняшняя Россия — одно из самых открытых в мире государств. Но и открылись мы, как мне представляется, тоже слишком. Ни одна западная страна никогда не позволяла и не позволяет в информационном плане делать с собой то, что наблюдается сейчас в России, когда отдельными СМИ навязывается чуждая система ценностей, аморальный вариант построения жизни человека.

То, что наших детей и нашу молодежь пытаются дебилизиро-вать — сомнений нет. За последние 25 лет уже выросло немало «адаптаптов» и «пофигистов», которых мало занимают проблемы России.

Помогают им в этом и некоторые СМИ. Быть рабочим, строителем, инженером сейчас несовременно. Пропал в СМИ и образ честного труженика. Герои труда заменились шоуменами, пародистами, юмористами и клоунами. Сейчас нужна правдивая информация о молодежи. От того, какие ценности мы формируем, зависит дальнейшая судьба страны, будущее состояние общества. «Золотая молодежь» и «светские львицы» — это не российские понятия. И через несколько лет все они сойдут с арены. Нам с ними не по пути.

Сегодня мы действительно являемся свидетелями глобальной революции в духовной сфере, направляемой на изменение самой сущности человека. То, что нынешняя борьба носит религиозный оттенок, хорошо демонстрируют сами мировые политики. Еще не так давно Запад выставлял себя борцом с «безбожным коммунизмом», «исламским фундаментализмом», но сегодня он, наконец, открыто произнес имя своего настоящего противника — Россия.
Духовное содержание современного противостояния выявилось с особенной силой в событиях на Украине.

Понятно, что никакой национальный суверенитет немыслим без сохранения духовного суверенитета, который, в свою очередь, невозможен без суверенной системы образования. Кто формирует сознание молодежи и воспитывает детей, тот контролирует будущее страны. В России образование всегда рассматривалось в единстве обучения и воспитания и понималось не просто как усвоение определенной системы знаний, а как процесс духовно-нравственного становления личности.

Духовный человек - что человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других пародов, но, прежде всего, - знающий свою собственную историю и культуру, свои истоки, свой родной язык.

Сегодня наша общая задача (семьи, школы, вуза, государственных, общественных и религиозных учреждений) - постоянно координировать и совершенствовать сферу воспитательной работы в условиях глобализации, оградить наших детей, подростков и юношество от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности. «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души», - подчеркивал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Уважаемые участники конференции! Вся деятельность Российской международной академии туризма направлена на подготовку высококвалифицированных и востребованных специалистов для туристской отрасли и сферы гостеприимства.

Основной задачей является развитие у студентов социально значимых качеств личности: любви к родной земле, высокой нравственности поведения в обществе и семье, политической культуры и ответственности за будущее страны. Эту важную задачу мы решаем в рамках Стратегии развшия нашей Академии на период 2013-2018 годов. В целях координации усилий по духовно-нравствен ному развитию студентов реализуется утвержденная Ученым советом «Концепция воспитательной деятельности РМАТ».

Ректорат исходит из того, что высшая школа должна быть не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Поэтому паша работа направлена на развитие личности будущего специалиста, формирование его профессиональной позиции и общекультурных компетенций, таких как: знание базовых ценностей мировой культуры и готовности опираться на них в своем развитии, умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности, занимать активную гражданскую позицию, анализировать и оценивать исторические события и процессы, обладать способностью к восприятию, обобщению и анализу обширной информации.

Мы исходим из того, что в отношении семейных ценностей молодежь прежде всего ставит независимость и карьеру. Для этого студенты должны получить хорошее образование и стать в дальнейшем профессионалами.

Среди основополагающих принципов воспитания студентов в нашем вузе можно назвать:
— принцип духовности, проявляющийся в формировании у студента жизненно необходимых духовных качеств, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали;
— принцип патриотизма, предполагающий формирование национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий, обеспечивающих целостность России, отражающий связь между поколениями, воспитание социальной ответственности за благополучие своей страны;
— и, конечно, с учетом специфики туристской отрасли, принцип конкурентоспособности, обеспечивающий формирование личности специалиста, способного к динамичной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем туристском рынке.

Концепция воспитательной работы реализуется по следующим направлениям:
— нравственное воспитание студентов — это формирование их готовности к осознанному выбору нравственных ценностей. Нравственность - это определенный идеал, регулятивный принцип и критерий оценки человеческого поведения;
— гражданско-патриотическое и правовое воспитание — это воспитание чувства гордости за великое прошлое Отечества, за достижения отечественной культуры и образования, формирование оптимистического взгляда на будущее России; воспитание стремления реализовать собственный творческий потенциал в решении современных проблем государства и общества;
— воспитание культуры межличностных и межнациональных отношений — развитие умений и навыков межличностного общения и взаимодействия; овладение знаниями о культурном многообразии мира; воспитание уважительного отношения к родной культуре, развитие интереса к культурам других народов.

Не буду останавливаться на других направлениях. Хочу подчеркнуть, что всё это осуществляется в непосредственном взаимодействии профессорско-преподавательского состава со Студенческим советом Академии.

Очень важно, что в системе среднего профессионального образования, где паши студенты по возрасту тс же школьники-старшеклассники, активно участвуют в воспитательной работе и родители обучающихся. Проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и студентами. Приятно слышать от отцов и матерей, что обучение в Академии положительно сказывается на формировании личности подростков, на отвлечении их от улицы, от вредных привычек и дурных компаний. В этом большая заслуга наших преподавателей, которые отдают свои силы и умения для воспитания достойных граждан нашей страны.

Одним из важных направлений нашей работы является воспитание у студентов трудолюбия, стремления к поиску нового. Мы часто напоминаем поучение Владимира Мономаха своим детям: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то не забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь на вес хорошее, пусть не застанет вас солнце в постели».

Уважаемые участники конференции! Реализация «Концепции воспитательной работы в Академии» осуществляется через различные ее формы. Например, в ноябре 2014 года на заседании Ученого совета был заслушан вопрос «Об опыте организации патриотического воспитания студентов в Западно-Подмосковном институте туризма - филиале РМАТ» (Одинцовский район, п. Большие Вяземы). Преподаватели и студенты филиала активно участвуют в проекте губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в номинациях: «Помним. Чтим. Благодарим», «Бегущая деревня».

Здесь духовно-нравственное воспитание студентов стало неотъемлемой частью всей учебтто-воспитатсльной деятельности. Используются патриотически направленные экскурсии и походы, посещение исторических и художественных музеев, проведение семинаров и диспутов, круглых столов и литературно-музыкальных вечеров.

В этой связи стали постоянными экскурсии с посещением религиозных памятников Подмосковья, поездки в святые места: Савво-Сторожевский монастырь, Новый Иерусалим, Троице-Сергиеву Лавру. Стало регулярным проведение круглых столов на тему «Христианство — источник духовности, нравственности, культуры».

Достижению положительных результатов в воспитании патриотизма способствуют: взаимодействие с ветеранами Великой Отечественной войны; с организацией ветеранов локальных войн «Боевое братство»; участие в ежегодной акции «Георгиевская ленточка».

Студенты Академии принимают участие во Всероссийской акции «Вахта Памяти». Стало традиционным наше участие в молодежных фестивалях и конкурсах с пропагандой патриотических песен, в фольклорных фестивалях.

Уважаемые коллеги! У нас сложились добрые отношения с приходом Троицкой церкви на Сходне. Студенты факультета среднего профессионального образования принимают участие в деятельности молодежного объединения «Молодые прихожане».

На плановой основе проводятся выездные занятия с посещением мест, связанных с пребыванием в Подмосковье великих русских писателей, художников, композиторов, видных общественных деятелей. Проводятся тематические вечера, гостиные, концерты художественной самодеятельности.

Интересные формы сотрудничества сложились в Московском филиале РМАТ. Ежегодно преподаватели и студенты принимают участие в конференциях, проводимых под эгидой ЮНЕСКО, Московской патриархии и Института питания Академии медицинских наук РФ. Весной 2015 года, например, в этом филиале была осуществлена программа повышения квалификации для работников подворья Свято-Данилова монастыря.

Уважаемые коллеги! Особо хочу отметить участие иностранных студентов в духовно-просветительской деятельности Академии. Так, итальянские студенты, которых мы обучаем по совместной магистерской образовательной программе, разработанной с Миланским университетом Бикокка (программа существует уже 6 лет), изучают вопросы межконфессиональных коммуникаций в рамках учебной дисциплины, ежегодно участвуют в учебно-практических выездных занятиях и учебно-познавательных экскурсиях в центрах православной культуры «Золотого кольца» (Сергиев Посад, Переславль Залесский, Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострома, Ростов Великий), в городах Коломна, Торжок, Калуга.

Итальянские магистранты с неподдельным интересом посещают культовые объекты Подмосковья, наблюдают за живыми традициями и ритуалами Русской Православной Церкви, сопоставляя и сравнивая особенности проявления христианской культуры в своей стране и в России.

Как видите, я докладываю вам о многоуровневом подходе к организации нашей воспитательной работы, охватывающей студентов факультета среднего профессионального образования, бакалавриата и магистратуры. Но эти проблемы исследуются и в нашей аспирантуре.

Подводя итог, еще раз отмечу, что в Академии проводится значительная работа по духовно-нравственном у воспитанию студентов. Но, к сожалению, мы еще не нашли подхода к каждому из них. Нашим воспитателям порой не хватает знаний и времени, чтобы направить на путь истинный ребят, подверженных в условиях глобализации информационному воздействию, разрушающему нравственность, навязывающему чужие мораль и миропорядок.

Уважаемые коллеги! Еще на одном важном направлении нашей совместной работы хочу остановиться. В этом году Президент Российской Федерации в Астрахани провел заседание Совета по межнациональным отношениям. Глава государства обратил внимание па размывание традиционных духовных ценностей в мире и призвал противостоять этим разрушительным тенденциям.

«Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие безусловный приоритет, важнейшее условие самого существования государства. Здесь у нас есть основа фундамента. Это многовековой опыт», - подчеркнул В.В. Путин.

Он также отметил, что «здесь ключевая роль принадлежит общественному духовному единству нашего народа. Оно складывается из осознания гражданами России, что у них, людей разных национальностей, общая страна, их объединяют общие ценности и традиции, великая русская культура, русский язык».

Вместе с тем, нам нельзя забывать, что в Российской Федерации по переписи населения проживают 80,9 процентов русских. Примерно такой же показатель и в Подмосковье.

Именно русский народ является в настоящее время системообразующим ядром Российского государства. Благодаря консолидирующей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность различных пародов.

В этой связи не могу не сказать, что в нашей Академии в последние годы заметную заинтересованность проявляют студенты к авторскому учебному курсу «Особенности многонациональной России и туризм». Изучение этой дисциплины позволяет ставить и обсуждать очень важные вопросы формирования российской идентичности, многонациональных отношений в нашем современном государстве. В ходе обучения используются материалы конференций «Молодежь и религия», анализируются процессы межнациональных отношений в Московском регионе, обсуждаются мнения по миграционной политике и формам работы с диаспорами представителей государств, ранее входивших в состав Советского Союза.

Уважаемые коллеги! Последовательная многолетняя деятельность Московской епархии и лично митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия по координации усилий государственных, общественных, образовательных учреждений в области духовно-нравственного воспитания молодежи заслуживает всемерной поддержки. Уникальные возможности Московской области для развития международного и внутреннего туризма, для подготовки туристских кадров во многом связаны с неповторимой духовной атмосферой, которая определяется не только количеством святых памятных мест, но и той огромной работой, когда совместными усилиями восстанавливаются православные храмы с активным участием молодежи. В этом проявляются «скрепы» единства нашего общества.

Свое выступление хочу завершить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые он произнес после литургии в Троицком соборе города Калуги: «Все, что происходит в человеческом обществе, начинается и кончается в человеческой душе, это означает, что забота о стране нашей, о народе, об обществе, о благоустройстве внешнем и внутреннем не может осуществляться без заботы о человеческой душе, иначе вес рухнет и ничего не получится».

Уважаемые участники Конференции! Вы вес знаете, что 20 ноября 2016 года Его Святейшеству исполнилось 70 лет. Это большое событие для всех нас, для России, для всего православного мира. Президент Российской Федерации наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

От имени участников нашей конференции мы также присоединяемся к этим поздравлениям и желаем предстоятелю Русской Православной Церкви крепкого здоровья и «многая лета».

Ваше Высокопреосвященство! Год назад, в этом зале, мы проводили шестнадцатую Московскую областную научно-практическую конференцию «Молодежь и религия».

Позвольте вручить Вам фотографию на память.

Спасибо за внимание!


Материал опубликован в сборнике: Духовность как ценностный приоритет в формировании молодого поколения Подмосковья: материалы XVII Московской областной научно-практической конференции «Молодежь и религия». Московская область, г.о. Химки, 29 ноября 2016 г. / Российская международная академия туризма. – М. : Университетская книга, 2016. – 200 с., ил. 

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008