На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

СТРАНИЧКА РЕКТОРА - Публикации 

Прорыв в социальном туризме - статья в газете "Вузовский вестник"
Опубликовано: 24.09.2015

Евгений ТРОФИМОВ,
Ректор Российской международной академии туризма,
Член правления Международной организации социального туризма


Прорыв в социальном туризме 

Социальный туризм – это новое и одновременно старое явление для нас. Это - разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам.

Сейчас в России более 13 миллионов инвалидов, примерно половина населения – это молодежь и пожилые люди, которые относятся к социально незащищенным категориям граждан, и их возможности путешествовать крайне ограничены. Доля туризма в ВВП составляет четыре процента, тогда как в европейских странах этот показатель в три раза выше.

В современной России социальный туризм имеет свои исторические корни. В Советском Союзе действовала хорошо отлаженная система государственной поддержки отдыха трудящихся. Законодательное право на труд и отдых граждан осуществлялось через сеть профсоюзов, молодежные организации и Всесоюзное общество «Интурист».

Таким образом, большинство трудящихся и пенсионеров отдыхали и путешествовали на льготных условиях или бесплатно, за счет профсоюзов, средств государственного социального страхования или фондов предприятий.

Учредитель Российской международной академии туризма – «Центральный совет по туризму и отдыху» предоставлял тогда услуги более 50 миллионам человек. Это была крупнейшая в мировом туризме структура, ориентированная на социальный туризм, но функционирующая по принципам полного самообеспечения и развития.

Сегодняшняя ситуация в России в корне изменилась в силу возникновения рыночных отношений, которые не способствуют созданию налаженной на государственном уровне целостной системы развития социального туризма.

Основным направлением социальной защиты граждан сейчас является обеспечение прожиточного минимума населения через повышение пенсий и различных социальных выплат. Однако это не решает проблемы доступности богатейших туристских ресурсов России всем социальным категориям граждан.

Будучи в течение нескольких лет членом правления Международной организации социального туризма, невольно приходил к заключению, что в развитых государствах Европы отношение к отдыху работающего населения выстраивается не менее серьезно, нежели к производственной деятельности. У европейцев существует понимание того, что хороший и качественный отдых – залог более эффективной и продуктивной работы. Помимо этого еще и забота о сохранении здоровья людей. Работодатели, заботясь об отдыхе нанятых работников, выступают отнюдь не с позиций благотворительности или ими движут гуманные соображения. В этом присутствует значительная доля практицизма: нездоровые и унылые люди их не устраивают в качестве производителей материальных ценностей. Но и это не все: в заботе об отдыхе работников проявляется еще и материальный фактор: законодательно все отработано так, что работодатель не остаётся в убытке. А в целом в полной мере реализуется право людей на отдых.

В России право на отдых гарантировано Конституцией. Но в реальности, большинство людей так и не может воспользоваться этим правом. Из 146 миллионов россиян в прошлом году, например, по данным Ростуризма, лишь 28 процентов совершили путешествия по России, а за ее пределы выезжало 12 процентов от общей численности населения. От себя добавлю, что хитросплетения статистики таковы, что учитывается условно человеко-выезд, а не число поездок одного конкретного человека. Вследствие этого выходит так, что кто-то совершил за год несколько турпоездок, кто-то всего одну, а большинство – ни одной. Следовательно, число путешествующих россиян еще меньше. Но вот другая цифра рисует более точную картину: 60 процентов граждан страны вообще не путешествуют: ни раз в год, ни раз в пять лет.

Помимо традиционного фактора (неспособности или нежелания перемещаться) главным сдерживающим мотивом становится нехватка средств у населения, усугубляющаяся глобальным финансово-экономическим кризисом, падением цен на нефть и углеводороды, а также западными санкциями. В сложившихся социально-экономических и политических условиях государственная поддержка развития внутреннего и социального туризма приобретает особую актуальность.

Мы уже давно ведем речь о возрождении в стране социального туризма. Вначале это были некоторые научно-теоретические обоснования, публикации в периодической печати, обсуждение его роли и значения в общественном развитии, обобщение накопленного международного опыта. Но затем стали предприниматься практические шаги. Примечательно проведение в декабре 2013 года в Совете Федерации Международного форума по социальному туризму с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, иностранных коллег, одним из инициаторов которого стала Российская международная академия туризма. Тогда с высокой трибуны представители верхней палаты нашего парламента, Минкультуры и Ростуризма однозначно высказались в пользу поддержки и развития социального туризма, обеспечивающего доступ к отдыху широких слоев населения. Однако уже на том этапе стало понятно, что для реальных изменений необходимо внесение серьезных поправок в действующее законодательство, в частности в Налоговый Кодекс. Политика в области социального туризма должна поощрять работодателей заботиться об отдыхе своих работников. Финансовые выкладки показали, что в случае внедрения в масштабах страны такого рода программ, бюджет России не только не пострадает, но даже получит весомую прибавку. Хотя бы потому, что люди на отдыхе обязательно что-то покупают у местных производителей. Ещё один важный вывод сводился к тому, что особую значимость социальный туризм имеет для российских регионов.

И третье направление обсуждения – необходимость подготовки специалистов самой сферы социального туризма. Российская международная академия туризма одной из первых откликнулась на эту инициативу: курсы по проблемам социального туризма вошли в ее учебные программы.

Мы понимали, что налоговые льготы для работодателей и туристов – важный импульс в развитии социального туризма. И вот в результате кропотливой работы Комитета Совета Федерации по социальной политике, Минкультуры, Ростуризма, ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг) в Госдуму внесен законопроект, который, несомненно, является важным шагом с точки зрения развития гуманитарных отношений, демократии.

Законопроект предусматривает для работодателей, отправляющих своих работников на отдых в Россию, снижение налогооблагаемой прибыли. При этом будут учитываться фактически понесенные потери.

Сегодня почти двум третям россиян не хватает средств ни на какой отдых, многие из них не имеют возможности путешествовать. Включение их в туризм приведет к загрузке гостиниц и санаториев в несезон.

Пока же из 41 миллиона путешествующих по России, организованных туристов только 2 миллиона.

В законопроекте предусматривается дополнить статью 255 пунктом о расходах на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работнику, его супруге, родителям, детям, которые будут относиться на себестоимость продукции.

Под услугами по организации туризма и отдыха понимаются транспортные услуги, проживание туриста в гостинице и иных средствах размещения, включая услуги питания, экскурсионные услуги.

Указанные расходы учитываются в размере фактически произведенных расходов по организации туризма и отдыха, но не более 50 тысяч рублей на каждого гражданина.

Законопроект наделяет работодателей правом учитывать затраты, понесенные на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории России по договору, заключенному работодателем с туроператором в пользу работников, для целей налогообложения на прибыль. Тем самым, работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда затраты, понесенные на организацию туризма и отдыха, то есть с этой суммы не будут удерживаться 20 процентов налога на прибыль.

При таком подходе заинтересованным лицом становится и налогоплательщик. Поэтому прорабатывается вопрос о внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса. Ее предлагается дополнить подпунктом следующего содержания: в сумме, уплаченной налогоплательщиком за счет собственных средств за услуги по организации туризма и отдыха на территории России, оказанные налогоплательщику, его супруге, родителям, детям и предусматривается социальный налоговый вычет.

Цель этого законопроекта – создание налоговых условий, стимулирующих развитие внутреннего туризма и государственная поддержка организованного семейного отдыха, повышение доступа граждан к культурному и историческому потенциалу России.

Законопроектом предлагается дополнить систему действующих налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Предоставлять социальный налоговый вычет по налогу физических лиц предлагается налогоплательщикам, потратившим средства на отдых на территории России. Такой вычет планируется предоставить в сумме, уплаченной налогоплательщиком за счет собственных средств за услуги по организации туризма и отдыха на территории России, оказанные налогоплательщику, его супруге (супругу), родителям, детям в возрасте до 18 лет, а обучающимся по очной форме обучения в возрасте до 24 лет.

Такой вычет можно будет получить в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма и отдыха на территории России, но не более 50 тысяч рублей в налоговом периоде (календарный год), на каждого из перечисленных граждан, то есть с этой суммы должны вернуть 13 процентов или 6,5 тысяч рублей каждому.

Законодатели подчеркивают, что расходы работодателей на отдых работников являются для них экономически обоснованными, направленными (в косвенной форме) на получение дохода, поскольку повышают престиж работодателя, что позволяет как привлекать и удерживать высококвалифицированные кадры, так и оказывать помощь социально незащищённым работникам, например, многодетным, имеющим малолетних детей и т.п. Необходимо учитывать, что принятие проекта повлияет на поступления в бюджеты различного уровня налога на прибыль организаций, участвующих в формировании и реализации турпродукта (средства размещения, транспортные, экскурсионные услуги, объекты питания, продажа сувенирной продукции и др.).

Эффект от принятого закона положительно скажется на различных сферах жизнедеятельности общества, исходя из следующего: введение налоговой льготы по налогу на прибыль организаций приведет к увеличению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды других налогов и взносов, пошлин, сборов и других обязательных платежей за счет роста доходов в сфере внутреннего туризма и смежных отраслей; законопроект предоставляет работникам возможность провести отпуск в Российской Федерации, приобщиться к культуре собственной страны, лучше узнать её традиции, историю, природно-рекреационный потенциал; работодатели получают дополнительный механизм равномерного распределения отпусков работников в течение календарного года. В целом же, такое распределение отдыхающих окажет поддержку туристской отрасли и позволит не закрывать предприятия в сфере туризма в период традиционного спада посещаемости, сохранить рабочие места, и, соответственно, сохранить уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; законопроект позволяет многодетным и малообеспеченным семьям воспользоваться отдыхом.

Законодатели говорят, что реализация положений законопроекта повлечет выпадающие доходы. В соответствии с проведенными ими расчетами, объем налоговых льгот (без учета роста отрасли вследствие реализации льготы), составит менее одного миллиарда рублей. Но эти выпадения из доходов бюджета будут компенсированы за счет дополнительных поступлений в виде НДС, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов организаций туристской отрасли и смежных с ней отраслей, возникающих при реализации рассматриваемой льготы, а также за счет расширения спроса на внутренний туризм.

Понятно, что льготное налогообложение не может быть беспредельным. В этой связи представляется необходимым ограничить расходы, понесенные на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей). Они не должны, в соответствии с п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ в совокупности с расходами по договорам добровольного личного страхования и договорам на оказание медицинских услуг, превышать 6 процентов от расходов на оплату труда.

На мой взгляд, этот очень важный законопроект нацелен на внедрение социальной составляющей в туристскую, санаторно-курортную деятельность, развитие туризма в стране в целом, и его нельзя расценивать иначе как шаг в правильном направлении. Сейчас нужна политическая воля, чтобы эти изменения в Налоговый Кодекс РФ были приняты.

Важно при этом повышать качественные показатели труда в туризме, доводить их до европейских. Пока изменений мало, растут только цены.

И, конечно, нужны современные кадры, подготовку которых должен оплачивать, в основном, бизнес, а готовить – туристские вузы.

В России нет ни одной государственной туристской фирмы, в тоже время немалая часть бюджетных денег расходуется на подготовку для них туристских кадров. Отсюда и кадры такие. Все это поправимо и надо реально смотреть в будущее российского туризма. Это позволит оздоровить российскую нацию и быть туризму конкурентоспособным.

Вузовский вестник, №18 (234)
16-30 сентября 2015 г.

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008