На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

СТРАНИЧКА РЕКТОРА - Публикации 

ТУРИЗМ-2016: БУДУЩЕЕ ЗА РЕГИОНАМИ
Опубликовано: 27.12.2016

Прошло лето, наступило время подвести некоторые итоги туристского сезона 2016 г. Туризм за последние два с небольшим года явно политизировался, по не мы его политизировали. Волны антироссийских санкций и контрсанкций совпали с продолжающимся финансово-экономическим кризисом, падением цен на углеводороды, что не могло не снизить покупательную способность основной массы населения России. Кризис в Украине, вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, борьба с международным терроризмом также вносят свои коррективы.

Популярное европейское направление из-за высокого курса евро становится все менее доступным для граждан России. Да и в самой Европе углубляется миграционный кризис, делая обстановку менее предсказуемой и безопасной. Кризис этот, судя по ряду параметров, еще далек от своего завершения, а может, и прохождения пика. Турция, совершившая акт агрессии против России, фактически «подрубила сук, на ко1! ором сидела», пришло осознание всех негативных последствий. Р. Эрдоган был вынужден принести извинения, после чего лидеры двух стран решили перезапустить туристские программы, возобновить чартерные рейсы. Сложнее заставить людей изменить свои планы, если они уже что-то решили. В любом случае турецкое направление многого не досчиталось.

В то же время Ростуризм прогнозирует увеличение потока российских туристов в страны, где нам искренне рады.

В ходе последнего российско-греческого саммита в июне 2016 г. называлась цифра в 1 млн человек. Предположительно столько россиян выедет в Грецию - страну, более близкую нам по состоянию духа, а главное - настроенную более открыто в отношении России. Вполне возможно возобновление египетского направления, если, конечно, переговоры с египетской стороной в плане повышения мер безопасности в аэропортах этой страны окажутся удовлетворительными для России, а катастрофа самолета «Еджипт Эйр» не подтвердит самые худшие подозрения. Тунис пока находится в зоне опасности, и ехать туда не рекомендуют. Растут потоки отдыхающих я страны Юго-Восточной Азии, а к нам в качестве гостей все больше едет китайцев и граждан других государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Если взглянуть поближе, то прогнозируется увеличение турпотока в соседнюю с нами Абхазию. В памяти наших граждан еще не окончательно стерлись знаменитые советские бренды - Гагра, Пицунда, Новый Афон, Гадаута, Сухуми. Поездка туда не потребует визовых формальностей, тем более что Абхазия находится в рублевой зоне, климат там благоприятный, а море теплое.

По не бывает худа бел добра. Закрытие ряда зарубежных направлений естественным образом позволяет нам более предметно заняться нашим внутренним туризмом при всем кажущемся его многообразии. Естественно, более востребованными должны оказаться наши внутренние туристские дестинации. Сочи - столица Олимпийских игр-2014 - предоставляет самый разнообразный набор услуг даже для требовательных к уровню сервиса отдыхающих. Это широкий спектр медицинских и развлекательных программ, включая культурные, концертные, спортивные. Улучшен трансфер. Сейчас до Сочи можно добраться комфортабельным поездом всего за 24 часа вместо прежних полутора суток. В самом городе отлажено транспортное сообщение, построены автомобильные развязки, курсируют современные скоростные поезда. Речь идет о превращении Большого Сочи в круглогодичный курорт с учетом той инфраструктуры, которая была построена к зимней Олимпиаде. Однако у Сочи есть и свои недостатки. Курорт прежде всего нацеливается на потребителя с полным кошельком, цены в городе часто бывают явно завышенными, московскими, качество им не соответствует, а пляжи нередко оказываются переполненными. Превратить Сочи в круглогодичный курорт с массовым приездом отдыхающих можно лишь в том случае, если произойдут демократизация отдыха и больший крен в сторону оздоровительного туризма.

Крымское направление - одно из традиционных советских направлений, куда некогда массово устремлялись потоки отдыхающих. Конечно, по уровню сервиса Крым уступает Сочи, но там есть немало своих плюсов – от возможности подлечиться до занятий экстремальными видами спорта. Подъем уровня сервиса в Крыму будет происходить постепенно. Сегодня на полуострове налажено надежное (в обход Украины) электрообеспечение, со строительством автомобильного и железнодорожного моста решатся многие транспортные проблемы. Уже сегодня в Крым организуются разнообразные рейсы эконом-класса, многие перевозки дотируются государством и фактически осуществляются в рамках социальных программ. По информации Ростуризма, в Крыму в этом году ожидается до б млн отдыхающих. Называют и 7 млн.

По это, как говорится, авансы. Если окунуться поглубже в статистические и иные отчетности, то за этими бодрыми прогнозами мы обнаружим немало пробелов и невнятностей. Начнем с того, что статистические выкладки Ростуризма даются в лучшем случае за 2014 г. Сейчас за окном 2016 г. Во-вторых. Ростуризм дает прогнозируемое увеличение внутренних турпотоков до 40-45 млн человек. Фактически, если внимательно присмотреться, получится, что к прежним цифрам были приплюсованы те туристы, которые не поехали за границу.

Но и это не все. Имеются отдельные разночтения в цифрах Федерального ведомства и регионов. Как говорится, сумма получается в результате сложения слагаемых. Если мы посмотрим ближайшие к Москве центральные области, то там число туристов примерно равно их населению. Так, например, по Владимирской и Тульской областям примерно по 1,5 млн гостей, по Тверской - 1,4 млн человек. Л где-то, как, например, в Ярославской области, число туристов вдвое превзошло население области - 3,2 млн человек. По Санкт-Петербургу - 6,5 млн туристов, из которых - 2,8 млн человек - иностранцы, а по Москве и того больше -17 млн человек. Я не привожу данные по иным субъектам Федерации, но, думаю, если мы все их сложим, то получим цифру, близкую к населению всей Российской Федерации.

В чем здесь дело? Конечно, регионы рапортуют о своих достижениях, давая высокие цифры. Но при этом вес они, включая Ярославскую область, оговаривают, что туристская отрасль у них оставляет желать лучшего. На самом деле, как представляется, дело заключается в разных методиках подсчета. Например, человек, приехавший в другой областной город на один день, не переночевав в нем, - турист или не турист? А сели он переночевал в частном секторе или в ведомственном загородном пансионате? А если дети приехали на экскурсию? А если это транзитная автобусная поездка 1i о городам? Из 17 млн посетителей Москвы только 5,4 млн зарегистрировались в гостиницах, а остальных как сосчитали? За всем этим кроется неясность с методикой подсчета. Иными словами, нее эти цифры нужно приводить к какому-то общему знаменателю. И лучше будет, если к общемировым, общепринятым показателям, поскольку Россия не только член мирового сообщества наций, но и член Всемирной туристской организации (ЮНВТО).

Выстроить правильно туристскую отрасль и развить ее можно, только опираясь на достоверные цифровые данные. Они позволят правильно спрогнозировать транспортные потоки, решать вопросы отдыха в сезон и несезон, корректировать развитие туристской инфраструктуры, прокладывать новые дестинации и туристские направления. Конечно, какие-то турпотоки можно просчитать, отталкиваясь от доступных цифр. Например, сколько людей пересекает границу, сколько останавливается в гостиницах, как заполняются дома отдыха, санатории и пансионаты, сколько продастся авиационных или железнодорожных билетов. Но для выстраивания стратегии развития туризма этого явно недостаточно. Другие не менее важные показатели, имеющие самое непосредственное отношение к развитию туризма, не подпадают под эти категории. Так, например, непонятно, сколько людей реально участвует в туристской деятельности и рекреации, каковы предпочтения населения, куда бы они хотели поехать, с какими целями, сколько денег готовы выложить на отдых или лечение. Здесь определяющую роль могли бы сыграть соцопросы населения, которые дополнили бы официальную статистику.

И, наконец, главный вопрос, заключающийся в том, насколько эти растущие цифровые показатели полезны для экономики страны. Дает ли туризм растущий вклад в бюджет государства или, напротив, на фойе количественных показателей вклад его сужается?

Похоже, плохо сработала идея с создан нем по территории всей страны специальными постановлениями Правительства Российской Федерации особых экономических зон (ОЭЗ) рекреационного типа, которые должны были предусматривать отдых на любой вкус. Семь из них находились в разной степени разработки. Это «Куршская коса» (Калининградская область), Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды (Ставропольский край), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Алтайская долина» (Республика Алтай), «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) и «Листвянка» (Иркутская область). Созданные но специальному закону в июле 2005 г. 33 ОЭЗ (9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15 туристско-рекреационного типа) в июне 2016 г. были закрыты соответствующим распоряжением президента после поступления соответствующей информации из Счетной палаты Российской Федерации.

Так, выяснилось, что на создание одного рабочего места подчас тратилось порядка 10 млн руб. выделяемых средств, которых хватило бы на выплату этому работнику зарплаты в течение 25 лет. Только в Липецкой области в правоохранительных органах заведены уголовные дела о хищении порядка 500 млн руб. За 10 с лишним лет работы в ОЭЗ разработчики смогли освоить только 40% средств, предназначавшихся для их целей территорий. Счетная палата заявила о необходимости доработать механизм создания, развития и управления ОЭЗ, включая требования к целесообразности создания, доходности, рентабельности и срокам окупаемости, при этом отметив, что особые претензии относятся к туристским ОЭЗ.

Другой настораживающий момент состоит в том, что на фоне всего этого уровень жизни в стране не поднимается, а с учетом кризиса ухудшается. Примерно 40% населения живет за чертой бедности. Если мы говорим о 40-45 млн внутренних туристов в стране, то общее число реально путешествующих еще меньше, возможно, вдвое, если не втрое. Один человек может совершать 5 туристских поездок в году, второй - одну, а большинство россиян - ни одной. В этой связи реальнее было бы говорить не о человеко-выездах, а о количестве путешествующих россиян. Конечно, изменить ситуацию с социально-экономическим положением населения - задача макроэкономическая. Но что-то можно делать и помимо решения этой макроэкономической задачи.

На мой взгляд, принципиально важным показателем полезности туризма для страны и общества является его вклад в экономику государства. У нас сейчас его доля в ВВП по оптимистичным оценкам составляет 4%. Этого явно мало, тогда как в развитых европейских странах она составляет до 10 и более процентов. Не ставя грандиозных задач, вполне можно было бы нацелиться за предстоящее пятилетие па цифру 8. Это было бы реально. Способы увеличения бюджетных поступлений от сферы туризма известны. Цифры будут расти, если туризму будет придана массовость. Видимо, абсурдно богатого туриста побуждать ездить не 5. а 10 раз в году, важно заставить использовать туризм того, кто не ездит ни разу. Здесь нельзя обойтись без социального фактора - социальной и избранной поддержки малоимущих и социально незащищенных слоев населения.

Принципиально важным "также является нацеленность федеральных и местных властей, туроператоров, владельцев объектов туриндустрии па то, чтобы сделать отдых круглогодичным. Пляжный туризм широко дополняется познавательным, восстановительным, медицинским. Сейчас практически при всех новых гостиницах и пансионатах строятся бассейны, создаются системы медицинского обслуживания, центры реабилитации и оздоровления. Разрабатываются схемы дотации туризма и отдыха для лиц с ограниченными возможностями, включая многосемейных, инвалидов и молодежь. Особенно важно, что такие подходы дают положительную динамику внутреннего туризма. Вопреки кризису, вопреки санкциям.

И, конечно, это кадровое обеспечение, подготовка специалистов. К сожалению, плохо обозначаются ориентировки относительно того, какие специалисты требуются, где и в каком количестве. Получается подготовка наобум или по наитию. Но наобум хорошо не бывает, такой подход чреват ошибками, разбазариванием средств, которые и так не к избытке.

Российская международная академия туризма широко включилась в процесс подготовки кадров для работы внутри страны, причем эта подготовка ведется по общепризнанным международным стандартам, И уровень сервиса должен быть как в наиболее продвинутых в сфере туризма странах.

Е.Н. Трофимов


Статья опубликована в Вестнике РМАТ №3, 2016 год

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008