1. Туристская дестинация как арена рекреационной деятельности.
Туристская дестинация – объект. Образ дестинации - субъективен. Даже если объект один, его образов столько, сколько оценивающих субъектов.
В туризме много объектов. Еще больше туристов. Их отношения и создают бесконечное разнообразие образов. Это разнообразие исследует когнитивная психология, целью которой является распознавание неких общих закономерностей в восприятии объектов, типология когнитивных отношений.
Объекты в туризме это: памятники природы и культуры, технические системы и персонал, здания и сооружения и т.п. Восприятие этих объектов существенно влияет на характер рекреационной деятельности, настроение, даже на оценку путешествия. Но не когнитивная психология создает образ туристской дестинации.
Дело в том, что туристская дестинация, - целостный, системный объект, который включает все перечисленные выше объекты как подсистемы, но обладает еще рядом свойств, которыми не обладает ни одна из ее подсистем. В отличие от отдельных объектов, туристская дестинация проявляет себя как территориальная рекреационная система, целевая функция которой быть ареной рекреационной деятельности людей.
Оценивая туристскую дестинацию, мы оцениваем арену рекреационной деятельности. Тогда этот объект входит в орбиту комплексной отрасли знаний, - экологии человека. В широком смысле слова экология человека – это наука о мире как об органически-целостном доме человека. Хозяин этого дома – человек.
2. Образ туристской дестинации в контексте экологии человека.
Экология человека анализирует все социальные, экономические и природные условия как важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его жизнедеятельности. Среди множества «помещений» есть в этом доме и специальные «комнаты и залы», - территориальные рекреационные системы, необходимые для реализации важнейшей сферы жизнедеятельности человека – рекреации. Сферы, отвечающей за расширенное воспроизводство живых сил человека. Помимо всего прочего, туристов, не менее чем рекреация, культурное и природное наследие, интересуют мировосприятия, мироощущения, а также система ценностей, присущая этносу дестинации.
Образ туристской дестинации создается в результате оценки туристом:
- характера рекреационной деятельности;
- природного и культурного наследия;
- мировосприятия и мироощущения людей;
- системы ценностей этноса.
3. Рекреационный образ России.
Процесс рекреации повсеместен. В современный период постмодерна этот процесс занимает до 70% времени (США) и до 80% территории (Франция). Из них 50% времени и 70% пространства занимает рекреация в форме туризма. Для осуществления туристской части рекреации необходимы особые территориальные рекреационные системы – туристские дестинации.
Рекреационный Образ России малосодержателен. Прежде всего, из-за слабой рекреационной активности местного населения, слабого развития внутреннего и спортивного туризма. Россия не соперник ведущим рекреационным странам в организации рекреации. Здесь другие лидеры – США (отдых в национальных парках), Норвегия (треккинги), Япония (прогулки), Голландия (велосипед), Германия (автоэкскурсии), Греция, Италия, Испания (пляжи) и т.д.
Для создания позитивного рекреационного образа России необходимо:
а) ускоренными темпами развивать внутренний туризм;
б) считать приоритетными направлениями развития:
- экологический туризм;
- научно-экспедиционный туризм;
- религиозный и паломнический туризм;
- спортивный туризм;
- познавательный туризм;
- социальный туризм.
4. Эколого-культурный образ России.
Всякая туристская дестинация - театр межкультурных коммуникаций, где постоянно играется драма аккультурации и развития культуры, расширяется образный мир человека, этноса, общества за счет обмена информацией. В ходе этих процессов образ туристской дестинации обогащается представлениями о толерантности людей, уровне их культуры и гостеприимства.
В результате быстрого развития туризма у большинства людей (в 2012 году – более 1 млрд.), которые являлись носителями «своей» культуры появилась возможность прямого контакта с «чужими» культурами. Дестинация становится понятней, не только своими элементами (Кремль, Волга, борщ, балет и т.п.), но и отношениями (нормы поведения, отношение к старикам и детям, кулинария, экономика, социальные процессы, язык, религия, и т.д.) Туристы сами становятся участниками межкультурных коммуникаций, непосредственно взаимодействуют с представителями других культур, которые не то, что становятся для них «своими», но точно, - понятными.
Одна из задач (концепт) туристской дестинации – содействовать межкультурным коммуникациям на уровне личности. Тогда процесс аккультурации происходит более углубленно, что позволяет раскрыть особенности мироощущения местного населения, а также и всего этноса, понять национальную специфику отношения к миру, религии и к другим культурам.
Туризм, благодаря межкультурным коммуникациям должен помочь преодолеть этноцентризм как местного населения, так и туристов. Это возможно, если эффективно использовать методы аккультурации.
В этом смысле туристская дестинация России все менее интересна миру. Россия оценивается как скучная, совсем не модная провинция, в которой в последнее время не происходит значимых событий.
За десять последних лет в Москве закрылось до 30% корпунктов. По оценкам журналистов самые привлекательные моменты современности и самые обсуждаемые темы в мире это:
- энергетическая революция в США и Северной Америке;
- развитие Китая;
- ядерные планы Ирана и Северной Кореи;
- суверенитет островов в Желтом море;
- последствия Арабской весны в Африке и на Ближнем Востоке;
- кризис в ЕС;
- экономический бум в Бразилии;
- социальные процессы в Венесуэле;
- будущее католической церкови.
Россия практически утеряла влияния на судьбы человечества… Ее собственная политическая динамика ясна и предсказуема. Резких перемен не ожидается…
Межкультурные коммуникации между странами ведутся на основе своих взглядов, основанных на собственной истории и культуре. В культурном коммуникационном концепте у немцев и французов всегда будет значимой тема расизма и прав человека; у американцев – торговля и барьеры; у итальянцев – культура. Все вместе будут акцентировать коммуникационные связи на подтверждении своих негативных убеждений относительно России:
– в России жить хуже;
- в России постоянные катастрофы и разрушения;
- в России много жертв;
- в России мафия и коррупция;
- в России нет свобод и демократии.
Формирование негативного коммуникативного контента усиливается благодаря позиции собственных СМИ, которые для публикаций выбирают исключительно отрицательные информационные поводы. Этот процесс, к сожалению, приобретает еще более негативный оттенок из-за позиции законодателей, которые в пылу политических страстей все время усиливают линию «преступлений и наказаний». Что особенно прискорбно, так это то, что постоянно организуются нападки и дискредитация самой сути культурного контента – на образование, науку, историю и ценности культуры.
Из России в последние годы в позитивный межкультурный коммуникационный контент попадают Сочинская Олимпиада, чемпионат мира по футболу, да… залетный метеорит. Причем, как правило, и эти темы также приправлены большой ложкой дегтя.
Экология человека требует устойчивого развития туристских дестинаций. Образ туристской дестинации – это концепт культуры, который и делает дестинацию интересной миру. Этот образ должен пробуждать в людях интерес к культуре России, поскольку здесь сосредоточены уникальные для всего мира ценности, развивающие культурный потенциал всего человечества.
5. Образ России в контексте всемирного наследия.
В экологии человека весьма актуален принцип ООН об устойчивом развитии мира. «Мир создан как целое с многообразными внутренними связями, которые нельзя нарушать. Все биологические, физические, космологические связи, весь план мира существуют для того, чтобы мир мог существовать в своих связях, сохраняя в себе существование человека» (Д.С.Лихачев).
ЮНЕСКО в своем направлении развивает принцип устойчивого развития, а именно через концепт «наследие», формируя список объектов Всемирного природного и культурного наследия. Наследие в туристской дестинации принимает значение ценности и богатства. Так ООН и ЮНЕСКО оценивают опорный каркас мировой культуры, ее монопольные дестинации. В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО на 2012 год значится 962 наименования. В Росси́йской Федера́ции на то же время значится 25 наименований (еще 25 наименований поставлены в лист ожидания). Доля России как туристской дестинации составляет всего 2,6 %. Это ничтожно мало для того, чтобы составить объективный образ наследия, которым обладает Россия. Можно сказать, что полный список ЮНЕСКО пока передает искаженную картину распределения наследия в мире.
Туристские организации России должны постоянно следить за включение новых объектов России в список ЮНЕСКО. Это расширение, уже само по себе, развивает образ России как туристской дестинации, без которых невозможно представить себе мировую культуру.
Помимо всемирно признанных памятников природного и культурного наследия, каждая страна формирует образ Золотого наследия. Золотое наследие Руси включает те великие ценности, которые унаследованы исключительно Россией и которые некому передать. Среди них:
- Православие
- Русский язык
- Империя (в этимологическом значении этого слова).
Золотое наследие Руси – архетип и самой России. Без понимания этих ведущих ценностей, образ России как туристской дестинации будет неполным.
6. Россия: Свой образ – чужой образ
Оппозиции «свой – чужой», относится к числу семантических универсалий. Она используется, в частности для исследования политического дискурса. Эта универсалия весьма подходит для анализа туристских дестинаций, оценка которых основана на разнообразных нормах, ритуалах, формулах и правилах. В семантике эти нормы имеют речевое выражение. Оценка дестинации зачастую зависит от того, насколько качественно эти проблемы интерпретируются туристами как лингвистический код.
Семантическая оценка туристской дестинации основана на когнитивно-дискурсивных характеристиках языка, т.е. специфика оценки туристских дестинаций достигается применением дискурсивной оппозиции «свои» - «чужие», которая играет решающую роль в межкультурных коммуникациях. Оппозиция «свой - чужой» может использоваться как особый способ категоризации туристских дестинаций.
Образ России как туристской дестинации субъективен вдвойне. Он всегда и свой, и чужой. Для граждан России образ России – свой. Свой образ России – значит с любовью и о родном. Но Россия далеко не всем Родина. Для туристов и просто граждан других стран образ России - это чужой образ. Чужой образ можно формировать, модифицировать, придавать ему нужные цвета и оттенки, так, что будет меняться и вся оценка России. Формирование образа – одна из главных затей геополитики. Чужой образ может быть как позитивным, так и негативным.
Чужой негативный образ России - это образ врага. Враг – носитель негативного образа.
Чужой позитивный образ России – это образ друга, или другой образ. Друг – носитель позитивного образа. Задача российских туроператоров формировать на основе «чужого образа» - «другой образ». Образ России как туристской дестинации - это другой образ. Друзей у России не так много. Хотелось бы больше. Это не значит, что у остальных людей сложился негативный образ России. Скорее так: подавляющее большинство людей в других странах Россию просто не знают. Важно, чтобы у них прослеживалась тенденция на развитие позитивного образа России. В этом и состоит одна из главных задач туризма – создание и продвижение в мире позитивного образа России.
7. Постмодернистский образ национальной идентичности России.
Модель национальной идентичности особенно актуальна в кризисные периоды истории стран и этносов. Последний глобальный кризис усилил тему кризиса идентичности, т.е. утраты своего исторически сложившегося образа. После распада Советского Союза перед Россией остро встала проблема ответа на главный вопрос: «Что есть Россия?».
Ответ на данный вопрос – это идеальный образ России, который должен объеденить большинство граждан страны и осознается ими как важная цель на историческом пути исторического развития.
Для движение к идеальному образу должен быть проложен маршрут, - своеобразная дорожная карта. Для достижения идеального образа необходимо изначально дать ответы на ряд первичных вопросов:
- Что представляет собой Российская Федерация как государство, где проходят ее границы?
- Каково реальное положение России в современно мире?
- Кто союзники и соперники России?
- Какова долгосрочная стратегия страны в ХХI в.?
Отсутствие определенных и понятных ответов на эти вопросы и есть утрата идентичности - главная угроза национальной безопасности страны. Геополитики указывают на кризис национальной идентичности как глобальный процесс (С. Хантингтон). Кризис идентичности страны парализует ее историческое развитие, но, кроме того, порождает кризис идентификации личности, что, в свою очередь, приводит к колоссальному росту энтропии - хаотичности, неопределенности, революционности и анархии в общественном развитии, срыву цикличности, увеличению количества и противоречию «ролей», которые вынужден исполнять человек одновременно и т.п. На фоне разрушения устоев и традиционных ценностей, личность мечется между своими интересами, интересами социальных групп, и не может найти определенного места в системе связей общества, - это и есть кризис идентификации личности.
Время модерна – период доминирования национальных государств, сообществ с четкой национальной идентичностью и приоритетами. Постмодерн характерен аморфностью культуры и энтропией, антикультурой как глобальной цивилизацией, что мешает нациям найти ответ на столь простой идентифицирующий вопрос: «Кто мы?» (С. Хантингтон, ).
Традиционный порядок мироустройства ищет привычных ответов в системе национальных государств и не находит их. Во времена постмодерна главными становятся религиозные, этнические, цивилизационные, геополититческие, экологические, культурные различия и общности, нежели национальные.
Образ России – историчен. Это значит, что отпечатки мировой общественной жизни и культуры, которые он несет в себе, постоянно меняются и характерны именно для данного времени. Образ России должен отвечать вызовам времени:
- переход к постиндустриальной экономике и обществу;
- крах модели социализма и распад СССР;
- глобальный финансовый и экономический кризис, как попытка сохранить неоколониализм как мировую финансовую систему;
- модель «золотого» миллиарда, как попытка удержать потребительскую модель современной экономики;
- взрыв социального гнева, социальные напряжения и потрясения в Африке и на арабском Востоке;
- исламский взрыв и арабский цивилизационный проект;
- религиозные потрясения;
- коррупция, потеря государством своей цели и переподчинение государственного механизма обеспечению корыстных интересов отдельных личностей или групп.
Образ России также должен отвечать на эти и другие вызовы. При этом решение данной задачи исключительно как хирургической операции – отрицание старого, и устранение прежней системы управления и ценностей не принес России никаких преимуществ и облегчений. Наоборот, - Россия оказалась вдруг на периферии мирового процесса. Более того, она стала малоинтересна мировому сообществу.
России необходим иной, позитивный образ, в котором явно должны проступать ее великая история, культура и победа. Это образ России исторический, который должен четко обозначить цели, направления и элементы ее поступательного развития. Это образ России собирательный и созидательный, в котором механизм власти обеспечивает устойчивое развитие России.