Город Пекин, который, по идее, должен представлять собой сочетание старины и модерна, скорее всего, включает лишь редкие вкрапления китайской старины в модерн, чем он заметно отличается от Москвы, где можно наблюдать архитектурные наслоения многих эпох. Следовательно, Пекин лишен этого достоинства, выглядит модерновым и как бы потерявшим свое лицо, да и свой исторический облик. За последние 6 лет с момента моего последнего посещения китайской столицы город мало в чем изменился – дома те же, те же широкие проспекты. Все-таки торможение в экономике застигло Китай: строительства стало меньше.
В Пекине стоят такие же как в Москве «хрущевки», почему-то зарешеченные со всех сторон отчего выглядят еще более убого. Здания 1980-х также как и в Москве обветшали и не украшают городской ансамбль.
Но нет, изменения все же есть. Уменьшилось число велосипедистов за счет увеличения числа автомобилей, говорят, что Олимпиада дала большой толчок развитию города, и автомобили стали дешевыми. На самом деле это так: подавляющее большинство авто на улицах Пекина сделаны в Китае и стоят сравнительно недорого. Но вот больше стало немецких авто – Ауди, БМВ, Фольксвагенов, Опелей. Известный у нас Опель-Инсигниа выпускается в Китае и называется Регаль.
Движение в Пекине плотное, но никаких транспортных пробок нет. А если и появляются, то они очень быстро рассасываются. Китайцы ездят довольно спокойно, но есть и такие, которые «подрезают». К ним отношение без истерик, все друг друга в принципе пропускают, лихачей нет, ссор тоже. Как и в прошлый раз за неделю не видел ни одного ДТП, да и гаишников местных совершенно не наблюдалось.
Современный Пекин. Фото А.Фролова
В это время года в Пекине каждый день идут дожди, небо не проясняется ни на час, и вообще весь город пребывает как бы в туманной дымке. Едем смотреть летний дворец императора. По равнинным улицам подъезжаем к горе. Здесь сооружения в форме пагод, окруженные причудливыми деревьями, карабкаются в гору. Мы идем вслед за ними. Вот переходим по мосту канал, попадается буддистский храм. Император построил эти дворцы для своей мамы, чтобы ей было хорошо. Экскурсовод говорит, что там впереди озеро, которое для него специально вырыли и на которое он любил смотреть, и мама его тоже. Вода в нем очень чистая. Наконец достигаем вершины горы, дальше каменистая дорога следует вниз. Посередине ее выложены белые широкие плиты. По этим плитам мог ходить только император, если кто-то случайно наступал на эти камни, то нарушителя немедленно казнили. Наступая на плиты невольно думаешь, а не казнят ли тебя прямо тут?
Девушка-экскурсовод рассказывает, как императрица принимала пищу. Для нее повара специально готовили три стола с яствами. На каждом столе по 108 блюд. На первом столе императрица просто останавливала свой взгляд, на втором - немного принюхивалась к пище, а за третьим столом усаживалась и ела то, что хотела. Трудно понять сей церемониал и что в нем больше – расточительности или безмерного снобизма.
Наконец из-за пагод и крон деревьев показывается озеро. Я думал, что это какое-то озерцо метров сто на сто, и был удивлен, когда увидел реальное озеро размером примерно километр на километр, если не больше. По озеру быстро скользили стилизованные джонки, естественно на моторах, между ними люди катались на водных велосипедах. Все они мирно уживались, не сталкиваются. Перед озером под деревянным навесом картинная галерея длиной 750 метров. На верхних ее перекладинах художники нарисовали более 1000 картин, в основном изображающие прекрасную природу, леса, реки, озера, водопады, диковинные деревья, птиц, животных. Рядом мастерская: китайские художники пишут каллиграфию темными красками. В основном вся каллиграфия – это пожелания счастья.
Озеро. Фото А.Фролова
Садимся на джонку и переправляемся на другой берег озера, а точнее на остров, который с большой землей связан мостом. По мосту, наверное, ходил император, теперь по каналу также снуют джонки. Мне говорят, что император катался по каналу, если позволяло время. Канал местами зарос лотосом, в нем плавает разная рыба – от маленькой до весьма крупной, и посетители бросают рыбе корм. Вот такая была забота у императора – обходить свои владения, любоваться озером. Спрашиваю, а откуда в озере взялась вода. Выкачивали из соседней реки – на это существовала своя технология. Можно только представить, сколько людей работали над созданием этого парка, таскали и складывали камни, мостили дороги – многие и многие тысячи. И многие тысячи из них умирали здесь же, ради того, чтобы император мог произвести впечатление на своих гостей и придворных и любоваться рукотворным озером. В парке много деревьев, на которых есть зеленые таблички – дереву свыше 300 лет – и красные – дереву свыше 500.
Канал, по которому катался император Китая. Фото А.Фролова
Дальше едем на Великую китайскую стену. Это воистину великое сооружение: высотой 5-7 метров с башнями и бойницами она причудливо карабкается в горы, спускается вниз, а то открывается с совершено неожиданного ракурса. К стене ведет канатная дорога. Кабинки на 4-6 человек двигаются быстро, за две минуты вознося нас на трехсотметровую высоту. Ясно, что по стене так просто не погуляешь. Посетителей огромное количество, особенно тела скучиваются у очень узких проходов через башни, и тогда приходится стоять по 10-15 минут как в московских пробках, переступая с ноги на ногу. Кстати лестницы вверх и вниз по стене довольно крутые, ступени высокие, так что ноги поднимать нелегко, особенно лицам пенсионного возраста, коих там немало, как, впрочем, и молодежи. Приятно поражает, что китайцы так трепетно относятся к своим памятникам истории и посещают их массово, любят фотографироваться на их фоне. Если в будний день их там тысячи, то можно представить, что бывает в выходной.
Великая китайская стена. Фото А.Фролова
Такие крутые подъемы не для ленивых туристов. Фото А.Фролова
Но относительно стены, которую строили многие династии в течение 2 тысяч лет, лично у меня возникает множество вопросов. Например, горы являются естественным препятствием, и не лучше ли было строить фортификационные сооружения именно в тех местах, где кочевникам было легче всего преодолеть перевал? Сколько людей строило эту стену, как они жили, как таскали сюда кирпичи, сколько, наконец, из них умерло от болезней и истощения на строительстве? Кто охранял стену после ее постройки, где располагались охранявшие ее гарнизоны, как они оповещали друг друга о приближении врага? Где те места, через которые пускали людей с той стороны на территорию Китая, кого пускали и вообще пускали ли кого? Кто выдавал эти визы входящим? Сами сопровождавшие меня китайцы не могли ответить на эти вопросы и только сокрушенно качали головами. Тогда я предлагаю им свою версию: стена несла в себе чисто психологический отпечаток. Кочевники, когда приближались к ней, видели и осознавали ее огромную мощь, думали, что за стеной тоже находится нечто еще более грандиозное и сконфуженно уходили восвояси. Впрочем, могу и ошибаться.
Канатная дорога. Фото А.Фролова
Спустившись по канатной дороге вниз, идем вдоль рядов с сувенирами. Здесь принято торговаться еще больше, нежели в Турции. Но если в Турции в процессе торга у продавца можно сбить до 50 процентов цены, то здесь можно еще больше – до 60-70. Причем продавцы сувениров даже в сравнении с турками отличаются крайней приставучестью.
В будние дни туристов здесь не мало. Что же бывает в выходные? Фото А.Фролова
Не могли не посетить олимпийские объекты. Олимпийский стадион велик, масштабен и оплетен какой-то металлической паутиной. Можно только догадываться, сколько тонн металла пошло на эту паутину. Сейчас он стал «туристическим объектом», чтобы посмотреть олимпийские сооружения берут плату примерно 10 долларов. Вот у нас не догадаются в Лужники или в Сочи уже сейчас пускать зевак поглазеть на стадион за 10 долларов! Говорю китайцам, что у нас за эти деньги еще и дают возможность посмотреть футбольный матч. Ответить им нечего.
Пекинский национальный стадион, также известный как птичье гнездо. Фото А.Фролова
Нынешней год объявлен «Годом российского туриста в Китае», а следующий – «Годом китайского туриста в России». Судя по огромному количеству собственно китайских посетителей памятников истории и культуры, начинаешь понимать, что Китаю не особенно интересно развивать въездной туризм, неплохо можно жить и за счет своих туристов. Хотя, по большому счету в нем интерес тоже должен быть, если учесть тот факт, что въездной туризм – это приток дополнительных денег в экономику страны. А может денег у них и без того достаточно?
Разговариваю с профессором Мяу Хуашуизкитайского Института исследования проблем евро-азиатского развития. «В России много исторических и иных памятников, мест для отдыха. Да, Россия далеко от Китая, но дело не только в расстоянии. Китайская молодежь, - говорит профессор, - ну та, которая ездит и путешествует, бывает в Америке, в Европе, в странах Юго-Восточной Азии, она многого насмотрелась. Заставить ее ехать в Россию будет довольно сложно, поскольку эти люди привыкли к определенному уровню сервиса, которого они не встретят в России. Вам нужно развивать обслуживание, а это, прежде всего, гостиничная сеть, транспорт, питание, доступность экскурсионного обслуживания. Этого, к сожалению, в России не хватает». Состоится ли год китайского туриста в России – вот вопрос. Но лично мне хотелось бы еще побывать в монастыре Шаолинь.
А.Фролов, профессор Кафедра лингвистики и регионоведения РМАТ