РЕЗОЛЮЦИЯ
Международной научно-практической конференции
«Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: современные тенденции, актуальные проблемы, пути решения»
20 апреля 2012 года на базе Российской международной академии туризма состоялась Международная научно-практическая конференция «Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: современные тенденции, актуальные проблемы, пути решения».
Организаторами конференции выступили Российское представительство издательства Pearson, Ассоциация преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма и кафедра иностранных языков и зарубежного страноведения Российской международной академии туризма.
В работе конференции приняли участие более 100 человек, представляющих 46 образовательных учреждений, среди которых Российская международная академия туризма и ее филиалы, МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭУ им. В.Г. Плеханова, МГИМО, Институт стран Востока, МГАВТ, Армянский институт туризма (Армения), МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича, МПГИ, НИУ МЭИ, Казахско-Американский университет (Казахстан), РГГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МПИ ФСБ РФ, РГАУ-МСХА им. Тимирязева, Экзаменационный Департамент Кембриджского университета в России и другие.
Конференция ставила целью привлечение внимания руководства и специалистов высшей школы, а также всех заинтересованных лиц, к современным тенденциям развития содержания профессиональной языковой подготовки в неязыковых вузах. Были обозначены актуальные проблемы и пути их решения в условиях перехода вузов на ФГОС, обобщен опыт работы передовых коллективов преподавателей и определены перспективы дальнейшего профессионального сотрудничества в рамках Ассоциации преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма.
Конференция отмечает:
• Необходимость создания площадки межвузовского и международного общения преподавателей иностранных языков неязыковых вузов, представителей издательств, образовательных центров, профессиональных сообществ и всех заинтересованных лиц для обсуждения тенденций развития содержания профессиональной языковой подготовки в условиях перехода вузов на ФГОС.
• Необходимость привлечения внимания отечественного и международного сообщества к вопросам качества подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе и системы оценки коммуникативных компетенций, формируемых у студентов различных направлений и уровней подготовки.
• Необходимость развития взаимодействия российских и зарубежных организаций образования, науки, культуры и предприятий туристской индустрии в создании единого образовательного пространства и формировании академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей.
• Необходимость проведения совместной научно-исследовательской работы в области профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам профессорско-преподавательскими коллективами различных вузов.
• Необходимость внедрения новых информационно-коммуникативных технологий в практику преподавания иностранных языков в неязыковых вузах.
Конференция рекомендует:
• Кафедрам иностранных языков неязыковых вузов при проектировании и содержания профессиональной языковой подготовки в условиях перехода на ФГОС руководствоваться современным отечественным и зарубежным опытом теории и практики профессионального иноязычного образования.
• Кафедрам иностранных языков неязыковых вузов развивать взаимодействие с представителями организаций туристского бизнеса по актуальным вопросам развития содержания профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов отрасли.
• Кафедрам иностранных языков неязыковых вузов и Ассоциации преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма развивать профессиональное сотрудничество с профильными российскими и зарубежными вузами.
• Кафедрам иностранных языков неязыковых вузов при разработке и реализации образовательных программ по иностранным языкам учитывать международные и европейские стандарты языкового образования (международная сертификация уровня владения иностранным языком, языковой портфолио, индивидуальная образовательная траектория и др.).
• Руководству неязыковых вузов и кафедрам иностранных языков рассмотреть возможность введения оценки уровня владения иностранным языков в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком (CEFR) А1 – С2.
• Преподавателям иностранных языков вузов активнее участвовать в международных образовательных, культурных и волонтерских программах.
• Кафедрам иностранных языков активно внедрять в учебный процесс информационно-коммуникативные технологии, развивать дистанционные формы обучения.
• Преподавателям иностранных языков вузов развивать систему внеаудиторной деятельности на иностранных языках (проведение Дней иностранных языков, конкурсов и олимпиад, создание чата на сайте вуза, организация театральных кружков и т.д.).
• Кафедрам иностранных языков ввести балльно-рейтинговую систему оценки качества языковой подготовки.
• Кафедрам иностранных языков при проектировании и реализации новых программ профессиональной подготовки по иностранным языкам уделить особое внимание важности самостоятельной работы студентов (учитывать зарубежный опыт, развивать проектные и исследовательские формы работы, метод кейсов и др.).
• Ассоциации преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма продолжить работу по созданию и развитию единого образовательного пространства в области преподавания иностранных языков.
• Ассоциации преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма активизировать работу по организации профессионального взаимодействия, профессиональной поддержки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков профильных вузов.
Конференция постановляет:
• Кафедрам иностранных языков неязыковых вузов принять к сведению рекомендации настоящей Международной научно-практической конференции по вопросам развития содержания профессиональной языковой подготовки в условиях перехода на ФГОС.
• Объявить конкурс на создание формата и содержания Профессионального экзамена по иностранным языкам в сфере туризма как альтернативы ФЭПО (в течение 2012/2013 учебного года).
• Создать рабочую группу из числа преподавателей иностранных языков- членов Ассоциации для разработки тестовых заданий для оценки сформированности профессиональных компетенций по иностранным языкам студентов и выпускников институтов и факультетов туризма и гостеприимства.
• Организовать совместную работу с Российским представительством издательства Pearson по организации вебинаров, круглых столов, методических семинаров, мастер-классовс участием отечественных и зарубежных авторов, методистов и преподавателей-практиков.
• Провести в рамках Winter School of Professional Tourism Education (Зимней школы профессионального туристского образования – январь 2013 г.) научно-методический семинар по актуальным вопросам реализации новых образовательных программ по иностранным языкам.
• Ассоциации преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма обеспечить своевременное информирование членов Ассоциации о мероприятиях, проводимых по ее инициативе или других вузов.
• Обеспечить преемственность рассмотрения тем Международной научно-практической конференции «Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе» в тематике конференций последующих лет.
Участники конференции отмечают, что конференция организована и проведена на высоком профессиональном уровне и выражают признательность руководству и преподавателям Российской международной академии туризма, а также Российскому представительству издательства Pearson.
Организаторы конференции выражают благодарность профессорско-преподавательскому составу и руководству вузов и организаций, принявших активное участие в работе конференции.
Принято 20 апреля 2012 года