На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

Страничка ректора - Публикации 

Российская международная академия туризма: анализ и приоритетные направления развития
Опубликовано: 24.04.2018

Е.Н. Трофимов

Вестник РМАТ, №1 2018

В первый день весны состоялась XIII ежегодная Конференция коллектива РМАТ – событие знаковое в жизни Академии. Это и подведение итогов предыдущей деятельности за пять лет, и коррекция направлений учебного процесса в соответствии с требованиями времени, и постановка новых задач. Проходила она в непростое для нас время, когда вся образовательная система страны переживает трансформацию, и особо пристальное внимание со стороны контролирующих органов уделяется частным учебным заведениям. И, как сказал, выступая на Конференции, наш учредитель – президент АО ЦСТЭ (холдинг) В.Г. Пугиев, перед которым вся почти пятидесятилетняя история Академии разворачивалась буквально на глазах, «у РМАТ было два самых сложных периода – это первые пять лет и последние годы».

Пока же, если оглянуться на недавнее прошлое, произошли серьезные изменения в структуре Академии, в организации учебного процесса, в расстановке профессорско-преподавательских кадров, в материально-техническом обеспечении головного вуза и филиалов, во многом продиктованные внешними обстоятельствами. РМАТ выдержала проверки Министерства образования и науки Российской Федерации, хотя больше всего в этот период пострадали ее филиалы, многие из которых не обеспечили выполнение показателей мониторинга (4 из 7 показателей). Не дожидаясь принятия Рособрнадзором запретительных мер, ректорат сам разбирался в ситуации и после детальных ведомственных проверок вынужден был принимать решения о ликвидации неэффективных региональных структур.

Работа ректората в отчетном периоде была направлена на инновационное развитие вуза и его филиалов на основе изучения и удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг и необходимости подготовки специалистов, востребованных рынком, что потребовало постоянного совершенствования и обновления учебно-методического, научного и кадрового обеспечения образовательных программ. Мы не только выстояли, но и продвинулись вперед. Это главный вывод, который был сделан участниками Конференции, и теперь можем взглянуть в будущее. Да, под нажимом обстоятельств был сокращен ряд образовательных про- грамм, но уже сейчас наметилась тенденция к их расширению. Так, в 2018 г. планируется лицензирование образовательных программ высшего образования «Гостиничное дело», «Право и организация социального обеспечения» и «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». В текущем году планируется лицензирование еще двух программ СПО на Сходне – «Операционная деятельность в логистике» и «Гостиничное дело», программ «Поварское и кондитерское дело» в Московском филиале, «Право и социальная деятельность» в Западно-Подмосковном институте туризма – филиале РМАТ.

В условиях воздействия экономико-демографического кризиса уменьшилась численность студентов, что вызвало потребность в упорядочении структуры РМАТ, численности профессорско-преподавательского состава, сокращении управленческой структуры – процесс не простой, и главная задача была не резать по живому. Кто-то перепрофилировал свою деятельность, кто-то находил новое приложение собственным силам. На сокращение численности профессорско-преподавательского состава повлияло также и введение федеральных государственных стандартов ФГОС 3+, где значительно уменьшилось число аудиторных занятий и увеличилось количество практик, часов самостоятельной работы. Оптимизировав управленческий состав, мы можем уделить особое внимание профессорско-преподавательскому составу, в частности, увеличить в нем долю докторов и кандидатов наук, активизировать подготовку молодых преподавательских кадров из числа выпускников Академии, больше внимания уделить одаренным, способным к преподавательской работе выпускникам.

Но при этом одной из первоочередных задач остается сохранение и пополнение контингента учащихся путем использования всех форм аквизиции, совершенствования методов профессиональной ориентации школьников, проведения дней открытых дверей с участием родителей, установления горизонтальных связей с органами образования городов и районов Подмосковья. Первые шаги обозначились уже в текущем учебном году. В результате на факультете менеджмента туризма (Сходня) в 2017 г. было больше студентов, чем в 2016 г. Сегодня на факультете СПО (Сходня) обучаются 406 студентов, пять лет назад их было 220. Результат дало внедрение новых форм работы с учащимися – волонтерские акции «Приходи учиться к нам», расширение географии охвата школ Московской области, работа со старшеклассниками.

Научная деятельность – это как знак качества любого вуза. Сегодня ученый совет РМАТ расширяет перечень выносимых на его заседания вопросов. Реализуется комплексный подход к оценке и прогнозированию развития Академии, осуществляется оперативная координация действий всех ее подразделений в связи с новыми требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации. Первостепенное внимание было уделено повышению качества подготовки туристских кадров.

Мы сохранимся на должном уровне, только если будем чутко реагировать на происходящие вокруг нас в стране и мире изменения. Ведь особенностью работы любого вуза является ориентация не на сегодняшний день, а на то, что будет на туристском рынке через 4–5 лет. В новой готовящейся концепции федеральной целевой программы по развитию туризма предусматривается рост объемов сферы туризма темпами, в два раза и более опережающими рост экономики России, и увеличение доли туризма в ВВП страны как минимум до 5% к 2025 г. Разве не эти оценки должны закладываться в формирование учебных планов по подготовке бакалавров и особенно магистров? Частью нашей научной и образовательной деятельности стало участие в реализуемом федеральном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», что предопределяет переподготовку педагогических кадров на всех уровнях, превращение их в своего рода тьюторов, своеобразных консультантов-наставников.

Проблема увеличения численности студентов на всех формах обучения остается, и решить ее можно лишь повышением качества образования, хорошей практической подготовкой наших выпускников в результате тесного взаимодействия с работодателями, а применение дистанционных технологий позволит значительно расширить географию обучения.

Один из важных показателей эффективности вуза – это вопросы трудоустройства выпускников, организации их практик и стажировок. Ведь ни для кого не секрет, что рабочие места возникают не на пустом месте. Актуальность взаимодействия с работодателями, соответствующими службами по трудоустройству в настоящий период возрастает, становится средством контроля эффективности обучения и качества подготовки выпускаемых специалистов. За период 2013–2017 гг. выехали на зарубежные стажировки 910 студентов Академии (в Турцию, Болгарию, Грецию, США, Финляндию, Абхазию, Тунис и Австрию). Ведутся переговоры об организации практики в Испании, Италии, Китае, Малайзии. Хотя все больше внимания уделяется использованию возможностей для практической подготовки студентов открываемых Учредителем – АО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг) – на базе санатория «Виктория» (Пушкино) санаториев холдинга в Сочи и Кисловодске.

В Академии сложилось девять научных школ, в рамках которых осуществляются исследования по комплексным программам. Ежегодно в РМАТ и филиалах проходят научно-практические конференции, круглые столы и семинары. Мы нацелены активизировать участие профессорско-преподавательского состава в проведении научных исследований, четко обрисовать траекторию научного развития конкретного сотрудника (защита кандидатской или докторской диссертации, присвоение ученого звания доцента или профессора), разработать систему учета результатов научной и публикационной активности профессорско-преподавательского состава.

Сегодня Академия добилась участия в реализации двух президентских грантов: «Создание пилотной модели социально-оздоровительного туризма в России» и «Разработка модели пропаганды здорового образа жизни у молодежи и студентов средствами туризма», что является не только проявлением большого доверия, но и признанием научно-исследовательского потенциала РМАТ.

Международное сотрудничество остается также приоритетной задачей РМАТ. Здесь мы не только сохраняем достигнутое, но и определенно делаем новые шаги. В 2014 г. подписан договор о сотрудничестве с Университетом прикладных наук Миккели (Финляндия), в 2016 г. – Соглашение о сотрудничестве с Шанхайским университетом, в 2017 г. – с Университетом Северной Аризоны (США). РМАТ представлена в руководстве двух влиятельных международных организаций: Всемирной ассоциации социального туризма (ОИТС) и Ассоциации ведущих европейских гостиничных школ (ЕВРОДИП). Признанием международного авторитета Академии и высокого уровня реализуемых образовательных программ стало вхождение РМАТ в программу Евросоюза «Эразмус+», реализуемую при поддержке Европейской комиссии. Программа предоставляет возможность студентам и профессорско-преподавательскому составу проходить стажировки и преподавать в зарубежных партнерских вузах.

Конечно, огромную роль в учебном заведении играет учебная база. В плане редакционно-издательской деятельности был отмечен выпуск учебной и научной литературы по туризму и профессиональному туристскому образованию (более 20 изданий), научно-практического журнала «Вестник РМАТ», включенного в перечень рецензируемых научных изданий ВАК. Среди фундаментальных изданий – монографии «Русский след. Россия – Армения» (2015), «Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России» (2016). Презентация последней книги состоялась в Комитете по социальной политике и на пленарном заседании Совета Федерации. Не говоря уже о многих учебниках, учебно-методических и учебно-практических пособиях.

Мы стали более гибко подходить к финансовым проблемам студентов, учитывая, что в стране продолжается сокращение денежных доходов населения, регулярно рассматриваются заявления по оформлению индивидуальных графиков платежей с рассрочкой и еже- месячными оплатами, что осложняет финансовое положение Академии. Но студенты важнее, если их просьбы обоснованы. За последние пять лет ежегодно проводилось обновление материально-технической базы, закупалось новое оборудование, открыты два лингафонных кабинета, зал судебных заседаний. Учебные аудитории, юридическая клиника, помещение студенческого совета были оснащены современными персональными компьютерами. Студенты и работники Академии обеспечиваются качественным питанием с поддержанием постоянного социального минимума по цене за комплексный обед, стоимость которого составляет 135 рублей.

Пришли новые люди в студенческий совет Академии, усилив его роль в патриотическом и нравственном воспитании студентов, в организации спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий. Наши студсоветы не замыкаются в своих стенах, активно участвуют в работе Московского студенческого центра, центров занятости молодежи Москвы и Московской области, в школах молодежного актива, выездных семинарах, конференциях, тренингах.

Насыщеннее становится и наша общественно-политическая жизнь. В отчетном периоде в практику работы Совета ректората были введены сообщения руководства Академии об итогах зарубежных командировок, об участии в работе государственных и межведомственных комиссий и общественных организаций. Была представлена информация о встрече ректоров вузов Подмосковья с губернатором области А.Ю. Воробьёвым, о работе Межведомственного совета по подготовке кадров для сферы туризма и совершенствованию управления качеством туристских услуг при Ростуризме, о заседаниях Экспертного совета по туризму, Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике, Русского географического общества и др. Со всем этим оперативно знакомит сайт Академии. Ректорат периодически заслушивает отчеты проректоров, директоров филиалов, деканов, заведующих кафедрами, руководителей подразделений аппарата управления РМАТ.

Знаковую роль в жизни Академии играет ее Учредитель в лице АО «Центральный совет по туризму и отдыху» и его президент В. Г. Пугиев, который проявляет постоянное внимание к образовательному процессу и проводимым наиболее значимым мероприятиям. То, что мы находимся пусть не на простом, но на верном пути, подтвердили слова поддержки уважаемых гостей Конференции. Так, президент Российского союза туриндустрии С.П. Шпилько назвал РМАТ лучшим туристским вузом страны, отметив присущую Академии теплую атмосферу, ориентацию на практику, высокий уровень преподавания и пожелав больше готовить специалистов со знанием иностранных языков. Первый заместитель председателя Фонда социального обеспечения Российской Федерации Е.Л. Писаревский уподобил Академию и Учредителя капитану судна и судовладельцу, которые успешно прошли через рифы и штормы.

6 марта 2018 г., выступая перед общественностью г. Екатеринбурга, президент России В. Путин сказал такие слова: «В отечественной истории все прорывы начинались с подготовки кадров». Мы это очень хорошо понимаем и рассчитываем на прорыв, в данном случае в сфере туризма, уверены, что эта отрасль займет то место в экономике страны, которое должно принадлежать ей по праву. 

141420, Московская область, г. Химки,
мкр-н Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

Официальный инстаграм РМАТ РМАТ В Контакте РМАТ в Facebook Официальный микроблог РМАТ в Твиттере РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 

Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008