На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

СТРАНИЧКА РЕКТОРА - Публикации 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ БАКАЛАВРИАТУ В ТУРИЗМЕ?
Опубликовано: 10.01.2017

Этот вопрос возник не случайно. Новые подходы к образованию в сфере туризма предлагает руководство Совета по профессиональным квалификациям, рекомендуя отказаться от программ высшего образования в направлении «Туризм». Якобы для успешной работы в индустрии туризма достаточно иметь среднее образование. Так ли это? Попробуем разобраться.

Для начала напомню, какую огромную роль играет туризм в нашей жизни и в мировой экономике. Сошлюсь на цифры, которыми оперировал глава кабмина Российской Федерации в одном из своих выступлений. Десять процентов от общего объема мировой экономики занимает туризм. В России этот показатель не дотягивает и до полутора процентов, что в семь раз ниже мировых значений. Глава правительства призвал увеличить долю туризма в ВВП. Сырьевые ресурсы падают в цене, предприятий везде не настроишь. А вот туризм может развиваться всюду. И только специалист высокого класса знает, как это сделать. Туризм дает импульс к развитию 53 отраслей народного хозяйства. Какими же знаниями нужно обладать, чтобы привести эту махину в действие?

Самыми многогранными и глубокими. Именно достойный уровень образования способен поддержать экономику. Это настолько очевидно, что в компаниях отрасли отдают предпочтение соискателям с высшим профильным образованием. И немудрено: вчерашним школьникам, получившим среднее образование даже по соответствующей специальности, не под силу заниматься бизнес-планированием, формированием туров, брендированием территорий, я уж не говорю о технологиях создания турпродукта и туристских кластеров. Концептуальность и креативность формируются только на базе образования высокого класса. Здесь мы широко используем европейский опыт.

Туриндустрия и так уже стоит на грани дефицита высококвалифицированных кадров. За последние три года нанесен ощутимый урон масштабам и качеству подготовки кадров для туризма: вдвое сократилось количество вузов, обеспечивающих эту сферу специалистами. В результате на образовательном рынке их осталось не более трех сотен, большинство из которых в регионах. Ограничение квалификационного уровня до 5 (т.е. среднего специального образования) в проекте профстандарта Совета по профессиональным квалификациям разрушит целостность и преемственность системы подготовки кадров. Выпадение из цепочки непрерывного профессионального образования даже одного звена - бакалавриата - закроет выпускникам среднего профессионального образования специальностей «Туризм» и «Гостиничный сервис» возможность ускоренного обучения, что снизит интерес к этим программам. Утраченное будет сложно восстановить, а тем более восполнить. Тем самым пострадает структура туристской отрасли, которая только начала приобретать цивилизованные очертания.

Как ректор ведущего туристского вуза считаю такой подход недальновидным. На фоне общемировой тенденции развития туризма, доля которого выросла на 4,6%, жизненной необходимости роста внутреннего туризма при падении выездного по меньшей мере бесхозяйственно отдавать крупнейшую отрасль в руки кадров недостаточной квалификации.

Туристское сообщество России - это люди высокого уровня культуры, образования, широкого кругозора, зачастую, как и наши студенты, общающиеся на нескольких языках. Таким оно и должно оставаться, чтобы выполнить важные задачи Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Поэтому бакалавриат в туризме был и будет. И не надо вести глупую дискуссию и тратить на это время.

Е.Н. Трофимов


Статья опубликована в Вестнике РМАТ №4, 2016 г.

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008