Проводимый 12 декабря с.г. под эгидой Комитета Совета Федерации по социальной политике и Федерального агентства по туризму (Ростуризм) форум «Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма» является знаковым мероприятием по крайней мере по двум причинам. Во-первых, в действиях структур российской исполнительной и законодательной власти, в выступлениях президента России все больше обозначается тренд в сторону социальной политики, поддержки наименее защищенных слоев населения. Во-вторых, очевидно настало время развернуть европейский туризм в сторону нашей страны, что послужит укреплению и реальному развитию базы наших взаимоотношений со странами Евросоюза. В пользу намечаемого говорит и состав участников Форума. Это представители российских органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, работники туриндустрии, представители профильных вузов, российские и зарубежные ученые, ведущие российские и международные эксперты по социальному туризму.
Почему социальный?
В ходе моих встреч и бесед с руководителями мировой туриндустрии – генеральным секретарем ЮН ВТО Талебом ар-Рифаи, руководителем Мждународной организации социального туризма (ОИТС) Жан-Марком Миньоном и др. высокие зарубежные функционеры высказали оптимистические прогнозы относительно перспектив развития социального туризма в России. Во-первых, туризмом не охвачена значительная часть населения нашей страны. В Европе знают Москву и Санкт-Петербург. Во-вторых, сегмент платного туризма в России подошел к некому пределу, за которым туризм в целом не получит нового импульса без включения в него социальной составляющей. В-третьих, неправомерно говорить о некой чистой затратности социального туризма для общества и бюджета. Социальный туризм из практики вносит заметный вклад в развитие туриндустрии даже в отдаленных ее уголках государства. Для России он расчистит пути для приезда в ее регионы иностранных гостей. Сегодня нельзя говорить и даже подразумевать под социальным туризмом некий «убогий» или «убитый» туризм. В понимании ОИТС, социальный туризм нисколько не отличается от платных видов туризма. Некоторым нашим туристам приходилось сталкиваться за рубежом с ситуацией, когда (обычно в выходные дни) их селили в лучших гостиницах, лучших номерах внешне вроде бы несоразмерно с потраченными деньгами. Это и есть один из элементов социального туризма. И, наконец, социальный туризм несет в себе огромную моральную составляющую. Для инвалидов, лиц с ограниченными физическими и материальными возможностями туризм и сама возможность путешествовать играют в жизни намного более важную роль нежели обычных людей.
Жизнь подсказывает, что современные рыночные механизмы регулирования экономики и общественной жизни неизбежно должны включать социальный фактор. Почему в ведущих мировых странах социалисты меняют консерваторов и наоборот? Больший или меньший упор на социальную поддержку населения, налоговая политика – вот те тонкие механизмы регулировки, которые обеспечивают стабильность и поддерживают развитие государств. Так же примерно и в туризме, в котором социальный туризм играет роль своего рода регулятора туристической активности. Продолжающийся в Европе финансово-экономический кризис, несомненно, затрагивает и социальную сферу, однако, несмотря на сужение ресурсных возможностей работодателей вопросы социальной поддержки отдыха людей все больше актуализируются и обсуждаются на экспертном, государственном и межгосударственном уровнях.
Естественно, что и само определение социального туризма в таких условиях нуждается в уточнении. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. дается такая формулировка: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей». Оно перешло в новую его редакцию от 5 февраля 2007 г. №12-ФЗ, в которой социальный туризм объявляется приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности. Однако невооруженным глазом видно, что в этой формулировке за основу берутся, прежде всего, источники финансирования, и именно по этому признаку предлагается квалифицировать туристскую деятельность как социальную. В ходе занятий даже студенты высказывают сомнение в точности такой формулировки по той причине, что в ней не учитывается моральная сторона дела. Правильнее было бы добавить сюда, что это «туризм, в первую очередь, с дополнительной моральной ценностью». Источники финансирования – это лишь материальная основа, без духовной составляющей выхолащивается его когнитивное значение, связанное со стремлением к познанию мира, с общим интеллектуальным развитием общества, привитием любви к Отечеству, патриотическими настроениями. Речь также идет о воспитании в каждом человеке чести и достоинства, привитии знаний относительно уникальности культуры нашей страны и населяющих ее народов.
Что он для России значит?
Средняя зарплата по России составляет порядка 25 тыс. руб. в месяц, но если вычесть отсюда кратные зарплаты топ-менеджеров, учесть безработное население, то цифры будут маловпечатляющими. На эти зарплаты сложно поехать на отдых даже в местный пансионат или дом отдыха, не говоря уже о более отдаленных регионах или загранице. Вот еще одно поле деятельности для социального туризма. Достаточно хорошо известно, что успешно проведенный отпуск, различные путешествия сильно стимулируют творческую и трудовую активность людей, укрепляют здоровье. Преодоление высокой разницы в уровне жизни самых богатых и самых бедных – это макроэкономическая государственная задача, лежащая вне данной статьи. Один из ее аспектов – как раз и является развитие социального туризма, несущего помимо всего прочего еще и нравственную составляющую, тем более, что согласно нашей Конституции все граждане имеют право на отдых, следовательно на социальный туризм должны выделяться бюджетные деньги.
Социальный туризм имеет у нас глубокие корни. В советский период более половины трудоспособного населения обеспечивалось льготными путевками. Тогда такой вид отпускной деятельности не назывался социальным, но по сути таким и был. Поддержка осуществлялась через сеть профсоюзов, молодежных организаций, «Интурист», государственное и социальное страхование, и нам не надо об этом забывать. Коммерциализация туристского рынка резко изменила ситуацию. Так внутренний туристский поток, по данным Ростуризма, составляет примерно 33,5 млн. человек, а точнее человеко-выездов. К сожалению, нет данных о том, сколько конкретно людей участвует в этом потоке, ведь один человек может ездить в туристические поездки два и более раз. Поэтому условно число лиц, участвующих во внутреннем туризме может быть заметно ниже. В тоже время на начало 2013 г. число занятых работой в России составило 71 млн. человек. Разрыв большой, и эти цифры (до 25% туристов от общего числа работающих) говорят сами за себя.
Европа нам поможет?
Для России важно выстроить свою собственную современную систему социального туризма. Несомненно, что-то мы могли бы позаимствовать из опыта наших европейских друзей, тем более, что они открыты к такого рода взаимодействию. Вовсе неслучайно в благополучной Европе ухватились за идею социального туризма еще 50 лет назад и успешно ее продвигают, создавая внутренние и трансграничные социальные проекты.
Главное соображение касается координации системы социального туризма на государственном уровне, поскольку такая система обширна, она включает туроператоров, предприятия общественного питания, транспорт, средства размещения, культурно-зрелищные и спортивно-оздоровительные объекты, работодателей, заинтересованных в поддержании здоровья своих работников и, естественно, государство, стремящееся продлить активное долголетие своих граждан. Проекты западноевропейских стран интересны и формами частно-государственного партнерства.
Другая особенность европейских проектов заключается в том, что они не являются чем-то застывшим раз и навсегда. Они мобильны, один из них перерастает в другой в соответствии с потребностями людей и ситуацией в обществе. С 2008 г. по инициативе Европарламента был запущен проект «Социальный туризм в Европе». Изначально речь шла о проекте «Калипсо», который был нацелен на четыре категории населения – пожилых людей, молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, семей с ограниченным уровнем доходов и инвалидов. В проекте участвовала 21 страна. Сейчас, на мой взгляд, большого внимания заслуживает европейская платформа «Стееп» (Social Tourism European Exchanges Platform – Европейская обменная платформа социального туризма), возникшая на основе «КАЛИПСО». В рамках этой платформы с помощью информационной базы поставщик туробслуживания может достичь соглашения с гостиницами, ресторанами и другими предприятиями туризма, чтобы создать комплексное пакетное предложение. Этот пакет может быть помещен на платформу STEEP и там же непосредственно приобретается (сделка заключается непосредственно между поставщиком туробслуживания и покупателем). Таким образом; платформа STEEP упрощает контакты его участников. Иными словами, речь идет о создании виртуальной платформы как механизма, предназначенного для облегчения доступа к международному туризму, особенно во время «мертвого» сезона.
Другой социальный проект, заслуживающий нашего внимания – это система отпускных чеков - платежно-расчетных средств, вводимых в обращение для оказания адресной помощи туристам. Такие чеки успешно используются во Франции, Швейцарии, Италии и ряде других европейских стран. Сейчас эта система стала главным инструментом социальной политики туризма во Франции с миссией содействовать общедоступности отпусков и досуга. Среднее количество «отпускных чеков» на семью составляет 400 евро. Средняя продолжительность отдыха для держателей «отпускных чеков» - 13 дней. Во Франции насчитывается более трех млн. держателей отпускных чеков с объемом эмиссии один миллиард 400 млн. евро. Веб-сайт содержит 160 тыс. объектов, в которых принимаются отпускные чеки.
Подобный проект может быть внедрен и в России. У нас он может быть трансрегиональным и стать трансграничным. В стране, по крайней мере, имеется не менее двух десятков регионов с весомым туристским и рекреационным потенциалом с культурно-познавательным, этнографическим, оздоровительным туризмом, большими возможностями для активного отдыха. Подобный проект еще в середине 90-х годов был разработан ОАО «ЦСТЭ» (холдинг), Российской международной академией туризма и группой депутатов Государственной Думы РФ, но затормозился по ряду бюрократических причин. Наверное, наступило время вернуться к нему.
Многим не нравится слово «чеки», можно заменить его на банковские, электронные карточки. Здесь главное выстроить систему взаимоотношений, сделать проект самодостаточным и не затратным.
Активное внедрение социального туризма, создание соответствующего механизма будут содействовать повышению качества жизни и оздоровлению российской нации, более устойчивому социально-экономическому развитию регионов и России в целом. Если мы ответственно и по-государственному подойдем к решению такого рода вопросов, то социальный туризм в России как система получит развитие.
Трофимов Е.Н.,
Ректор Российской международной академии туризма,
доктор политических наук,
член Правления Международной
организации социального туризма
Вузовский вестник, 24 (192) 16–31 декабрь 2013 г.