На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

Об Академии - АКТУАЛЬНО О ТУРИЗМЕ 

12.12.2013
Социальному туризму - быть в России

Проводимый 12 декабря с.г. под эгидой Комитета Совета Федерации по социальной политике и Федерального агентства по туризму (Ростуризм) форум «Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма» является знаковым мероприятием по крайней мере по двум причинам. Во-первых, в действиях структур российской исполнительной и законодательной власти, в выступлениях президента России все больше обозначается тренд в сторону социальной политики, поддержки наименее защищенных слоев населения. Во-вторых, очевидно настало время развернуть европейский туризм в сторону нашей страны, что послужит укреплению и реальному развитию базы наших взаимоотношений со странами Евросоюза. В пользу намечаемого говорит и состав участников Форума. Это представители российских органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, работники туриндустрии, представители профильных вузов, российские и зарубежные ученые, ведущие российские и международные эксперты по социальному туризму.

Почему социальный?

В ходе моих встреч и бесед с руководителями мировой туриндустрии – генеральным секретарем ЮН ВТО Талебом ар-Рифаи, руководителем Мждународной организации социального туризма (ОИТС) Жан-Марком Миньоном и др. высокие зарубежные функционеры высказали оптимистические прогнозы относительно перспектив развития социального туризма в России. Во-первых, туризмом не охвачена значительная часть населения нашей страны. В Европе знают Москву и Санкт-Петербург. Во-вторых, сегмент платного туризма в России подошел к некому пределу, за которым туризм в целом не получит нового импульса без включения в него социальной составляющей. В-третьих, неправомерно говорить о некой чистой затратности социального туризма для общества и бюджета. Социальный туризм из практики вносит заметный вклад в развитие туриндустрии даже в отдаленных ее уголках государства. Для России он расчистит пути для приезда в ее регионы иностранных гостей. Сегодня нельзя говорить и даже подразумевать под социальным туризмом некий «убогий» или «убитый» туризм. В понимании ОИТС, социальный туризм нисколько не отличается от платных видов туризма. Некоторым нашим туристам приходилось сталкиваться за рубежом с ситуацией, когда (обычно в выходные дни) их селили в лучших гостиницах, лучших номерах внешне вроде бы несоразмерно с потраченными деньгами. Это и есть один из элементов социального туризма. И, наконец, социальный туризм несет в себе огромную моральную составляющую. Для инвалидов, лиц с ограниченными физическими и материальными возможностями туризм и сама возможность путешествовать играют в жизни намного более важную роль нежели обычных людей.

Жизнь подсказывает, что современные рыночные механизмы регулирования экономики и общественной жизни неизбежно должны включать социальный фактор. Почему в ведущих мировых странах социалисты меняют консерваторов и наоборот? Больший или меньший упор на социальную поддержку населения, налоговая политика – вот те тонкие механизмы регулировки, которые обеспечивают стабильность и поддерживают развитие государств. Так же примерно и в туризме, в котором социальный туризм играет роль своего рода регулятора туристической активности. Продолжающийся в Европе финансово-экономический кризис, несомненно, затрагивает и социальную сферу, однако, несмотря на сужение ресурсных возможностей работодателей вопросы социальной поддержки отдыха людей все больше актуализируются и обсуждаются на экспертном, государственном и межгосударственном уровнях.

Естественно, что и само определение социального туризма в таких условиях нуждается в уточнении. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. дается такая формулировка: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей». Оно перешло в новую его редакцию от 5 февраля 2007 г. №12-ФЗ, в которой социальный туризм объявляется приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности. Однако невооруженным глазом видно, что в этой формулировке за основу берутся, прежде всего, источники финансирования, и именно по этому признаку предлагается квалифицировать туристскую деятельность как социальную. В ходе занятий даже студенты высказывают сомнение в точности такой формулировки по той причине, что в ней не учитывается моральная сторона дела. Правильнее было бы добавить сюда, что это «туризм, в первую очередь, с дополнительной моральной ценностью». Источники финансирования – это лишь материальная основа, без духовной составляющей выхолащивается его когнитивное значение, связанное со стремлением к познанию мира, с общим интеллектуальным развитием общества, привитием любви к Отечеству, патриотическими настроениями. Речь также идет о воспитании в каждом человеке чести и достоинства, привитии знаний относительно уникальности культуры нашей страны и населяющих ее народов.

Что он для России значит?

Средняя зарплата по России составляет порядка 25 тыс. руб. в месяц, но если вычесть отсюда кратные зарплаты топ-менеджеров, учесть безработное население, то цифры будут маловпечатляющими. На эти зарплаты сложно поехать на отдых даже в местный пансионат или дом отдыха, не говоря уже о более отдаленных регионах или загранице. Вот еще одно поле деятельности для социального туризма. Достаточно хорошо известно, что успешно проведенный отпуск, различные путешествия сильно стимулируют творческую и трудовую активность людей, укрепляют здоровье. Преодоление высокой разницы в уровне жизни самых богатых и самых бедных – это макроэкономическая государственная задача, лежащая вне данной статьи. Один из ее аспектов – как раз и является развитие социального туризма, несущего помимо всего прочего еще и нравственную составляющую, тем более, что согласно нашей Конституции все граждане имеют право на отдых, следовательно на социальный туризм должны выделяться бюджетные деньги.

Социальный туризм имеет у нас глубокие корни. В советский период более половины трудоспособного населения обеспечивалось льготными путевками. Тогда такой вид отпускной деятельности не назывался социальным, но по сути таким и был. Поддержка осуществлялась через сеть профсоюзов, молодежных организаций, «Интурист», государственное и социальное страхование, и нам не надо об этом забывать. Коммерциализация туристского рынка резко изменила ситуацию. Так внутренний туристский поток, по данным Ростуризма, составляет примерно 33,5 млн. человек, а точнее человеко-выездов. К сожалению, нет данных о том, сколько конкретно людей участвует в этом потоке, ведь один человек может ездить в туристические поездки два и более раз. Поэтому условно число лиц, участвующих во внутреннем туризме может быть заметно ниже. В тоже время на начало 2013 г. число занятых работой в России составило 71 млн. человек. Разрыв большой, и эти цифры (до 25% туристов от общего числа работающих) говорят сами за себя.

Европа нам поможет?

Для России важно выстроить свою собственную современную систему социального туризма. Несомненно, что-то мы могли бы позаимствовать из опыта наших европейских друзей, тем более, что они открыты к такого рода взаимодействию. Вовсе неслучайно в благополучной Европе ухватились за идею социального туризма еще 50 лет назад и успешно ее продвигают, создавая внутренние и трансграничные социальные проекты.

Главное соображение касается координации системы социального туризма на государственном уровне, поскольку такая система обширна, она включает туроператоров, предприятия общественного питания, транспорт, средства размещения, культурно-зрелищные и спортивно-оздоровительные объекты, работодателей, заинтересованных в поддержании здоровья своих работников и, естественно, государство, стремящееся продлить активное долголетие своих граждан. Проекты западноевропейских стран интересны и формами частно-государственного партнерства.

Другая особенность европейских проектов заключается в том, что они не являются чем-то застывшим раз и навсегда. Они мобильны, один из них перерастает в другой в соответствии с потребностями людей и ситуацией в обществе. С 2008 г. по инициативе Европарламента был запущен проект «Социальный туризм в Европе». Изначально речь шла о проекте «Калипсо», который был нацелен на четыре категории населения – пожилых людей, молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, семей с ограниченным уровнем доходов и инвалидов. В проекте участвовала 21 страна. Сейчас, на мой взгляд, большого внимания заслуживает европейская платформа «Стееп» (Social Tourism European Exchanges Platform – Европейская обменная платформа социального туризма), возникшая на основе «КАЛИПСО». В рамках этой платформы с помощью информационной базы поставщик туробслуживания может достичь соглашения с гостиницами, ресторанами и другими предприятиями туризма, чтобы создать комплексное пакетное предложение. Этот пакет может быть помещен на платформу STEEP и там же непосредственно приобретается (сделка заключается непосредственно между поставщиком туробслуживания и покупателем). Таким образом; платформа STEEP упрощает контакты его участников. Иными словами, речь идет о создании виртуальной платформы как механизма, предназначенного для облегчения доступа к международному туризму, особенно во время «мертвого» сезона.

Другой социальный проект, заслуживающий нашего внимания – это система отпускных чеков - платежно-расчетных средств, вводимых в обращение для оказания адресной помощи туристам. Такие чеки успешно используются во Франции, Швейцарии, Италии и ряде других европейских стран. Сейчас эта система стала главным инструментом социальной политики туризма во Франции с миссией содействовать общедоступности отпусков и досуга. Среднее количество «отпускных чеков» на семью составляет 400 евро. Средняя продолжительность отдыха для держателей «отпускных чеков» - 13 дней. Во Франции насчитывается более трех млн. держателей отпускных чеков с объемом эмиссии один миллиард 400 млн. евро. Веб-сайт содержит 160 тыс. объектов, в которых принимаются отпускные чеки.

Подобный проект может быть внедрен и в России. У нас он может быть трансрегиональным и стать трансграничным. В стране, по крайней мере, имеется не менее двух десятков регионов с весомым туристским и рекреационным потенциалом с культурно-познавательным, этнографическим, оздоровительным туризмом, большими возможностями для активного отдыха. Подобный проект еще в середине 90-х годов был разработан ОАО «ЦСТЭ» (холдинг), Российской международной академией туризма и группой депутатов Государственной Думы РФ, но затормозился по ряду бюрократических причин. Наверное, наступило время вернуться к нему.

Многим не нравится слово «чеки», можно заменить его на банковские, электронные карточки. Здесь главное выстроить систему взаимоотношений, сделать проект самодостаточным и не затратным.

Активное внедрение социального туризма, создание соответствующего механизма будут содействовать повышению качества жизни и оздоровлению российской нации, более устойчивому социально-экономическому развитию регионов и России в целом. Если мы ответственно и по-государственному подойдем к решению такого рода вопросов, то социальный туризм в России как система получит развитие.

Трофимов Е.Н.,
Ректор Российской международной академии туризма,
доктор политических наук,
член Правления Международной
организации социального туризма

Вузовский вестник, 24 (192) 16–31 декабрь 2013 г.

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008