Наш корреспондент побеседовал с ректором Российской международной академии туризма, членом правления Международной организации социального туризма, доктором политических наук, профессором Евгением Трофимовым.
— Евгений Николаевич, заканчивается очередной 45-й учебный год в Российской международной академии туризма. Чем он знаменателен, какие его события войдут в историю Академии?
— В этом учебном году Академия на конкурсной основе получила грант на реализацию социально значимого проекта «Создание пилотной модели социально-оздоровительного туризма в России» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации. Социальный туризм стал одним из главных трендов деятельности РМАТ.
Завершено научное исследование по теме «Инновационные подходы к оценке роли социально-оздоровительного туризма в интеграционных процессах в условиях глобализации». Сформирован научный отчет. Изданы книги по названной теме — «Дорогой созидания», «Социальный туризм — оздоровление российской нации».
По инициативе Академии в Совете Федерации РФ состоялся представительный Международный форум «Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма» с участием Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике. Рекомендации форума были направлены Правительству РФ, субъектам Федерации, в соответствующие министерства и ведомства, образовательные учреждения. Выпущен сборник материалов.
Следующим этапом проекта было проведение в марте этого года совместно с Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Круглого стола «Социально-оздоровительный туризм как основа реализации социальной политики государства в целях устойчивого социально-экономического развития города Москвы». По итогам обсуждения за круглым столом вышел в свет сборник выступлений с рекомендациями. Недавно в Красноярске состоялась научно-практическая конференция «Влияние социально-оздоровительного туризма на развитие регионов и дестинаций на примере Красноярского края».
Логическим завершением этой работы должно стать создание законодательной базы социального туризма. А своё 45-летие Российская международная академия туризма встретила прекрасным событием — получением государственной аккредитации до 2020 года.
Четырнадцать её филиалов также отвечают аккредитационным требованиям.
— Поздравляем Вас, Евгений Николаевич, студентов и преподавателей, всех сотрудников Российской международной академии туризма с замечательной датой и успешной аккредитацией. Надо сказать, что Академия все эти годы высоко держала планку профессионального туристского образования. Как Вам это удаётся?
— Особого секрета здесь нет. Просто на протяжении всей истории подготовки профессиональных туристских кадров — от Центральных туристских курсов до Академии — образовательный процесс был теснейшим образом связан с практикой. А за основу взяли модель многоуровневой системы подготовки кадров для туриндустрии: довузовская подготовка, среднее профессиональное образование (колледж), высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура), дополнительное образование (Центральные туристские курсы). Доказали свою эффективность длительные стажировки студентов за рубежом, по результатам которых им вручались сертификаты. Есть и ещё один немаловажный результат — во время таких стажировок будущие специалисты турбизнеса зачастую находили себе интересную работу. И к моменту получения диплома их уже ждали в туристских и гостиничных компаниях.
Не новость и то, что уровень подготовки специалистов зависит от профессорско-преподавательского состава. 70 процентов наших преподавателей имеют ученую степень и (или) звание, а 23 процента из них — доктора наук, профессоры.
Подготовка кадров для сферы туризма проводится по 30 направлениям и профилям. Практическое освоение передовых технологий туристского обслуживания и гостеприимства проходит на базе ведущих отечественных и зарубежных туристских и гостиничных цепей. Сложились партнёрские отношения с российскими туроператорами и турагентами на основе долгосрочных и индивидуальных договоров о сотрудничестве, расширилось участие их представителей в консультировании студентов в процессе подготовки дипломных работ.
Укрепляются связи Академии с региональными и местными органами управления на основе долгосрочных соглашений.
— Евгений Николаевич, какая роль в подготовке специалистов отводится зарубежным программам?
— Так исторически сложилось, что Академия активно участвует в работе международных организаций, координирующих туристскую деятельность и профессиональное туристское образование: Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO); Всемирной туристской организации ООН (UNWTO); Международной организации социального туризма (OITS); Международной ассоциации научных экспертов по туризму (AIEST); Всемирной ассоциации гостиничного и туристского образования (AMFORHT); Европейской ассоциации гостиничных школ (EURHODIP) и других.
Всё это способствует укреплению международного авторитета Академии и признанию её международного статуса.
Успешно осуществляется обучение по совместным программам с ведущими европейскими учебными заведениями и исследовательскими центрами. На счету международной кафедры «Ватель-РМАТ» уже шесть выпусков бакалавров по совместной программе с получением двух дипломов Россия-Франция. Французский Институт Ватель — одна из лучших в Европе Высшая школа управления гостиничным и туристским бизнесом.
Программы магистратуры осуществляются с Миланским университетом Бикокка (2 диплома, Россия и Италия), Институтом научных исследований и высшего образования в туризме Университета Париж-1 Пантеон Сорбонна (ИРЕСТ) — РМАТ (2 диплома, Россия и Франция). Программа академической мобильности студентов открыта в РМАТ вместе с Университетом прикладных наук Миккели (Финляндия, г. Миккели). Есть и международные совместные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с Национальной ассоциацией профессионального обучения Взрослых (AFPA) (Франция), Институтом Каза Артузи (Италия, Форлимпополи) (Школа домашней итальянской кухни), Институтом Пеллегрино Артузи (Италия, Форлимпополи) и другими.
Российская международная академия туризма сертифицирована в соответствии с международными стандартами качества ISO 9001–2008. Образовательные программы «Бакалавр менеджмента туризма по гостеприимству», «Бакалавр менеджмента туризма по туроперейтингу», «Магистр менеджмента туризма» сертифицированы по международным стандартам качества профессионального туристского образования UNWTO-«TedQual».
Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) не оставляет нас своим вниманием. Её Генеральный секретарь Талеб Рифаи встречался со студентами РМАТ, а летом 2013 года в зале учёного совета РМАТ состоялось выездное заседание Исполнительного комитета Международной организации социального туризма (OITS) во главе с президентом Международной организации социального туризма Жаном-Марком Миньоном. Была встреча и со студентами. Я вхожу в правление Международной организации социального туризма.
— Какие задачи предстоит решить Российской международной академия туризма в ближайшее время?
— Стратегия Российской международной академии туризма на 2013–2018 годы ориентирована на инновационное развитие вуза и его филиалов, на изучение и удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг, на подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих международным требованиям. Этот документ отражает философию РМАТ на обозримое будущее. Эффективно организованная самостоятельная работа студентов — один из главных её приоритетов.
Постоянно растут требования к качеству обучения. Результаты мониторинга Министерства образования и науки, прошедшего недавно в Академии, для головного вуза оказались высокими. Он признан эффективным. Некоторым из наших филиалов ещё предстоит завоевать это звание. И мы готовы оказывать реальную помощь.
Приятно видеть результаты обучения и воспитания: наши выпускники занимают высокие должности в сфере управления, в топ-менеджменте зарубежной и отечественной туриндустрии, успешны в преподавательской и научной деятельности. Студенты РМАТ — участники всех крупных событий, происходящих в России. В качестве волонтёров они сопровождали Олимпийские игры Сочи-2014. Студенты Академии, её выпускники, преподаватели и сотрудники — вот самый ценный капитал, приобретённый за эти годы.
Вузовский вестник
12 (204) 16–30 июня 2014 г.
Актуальное интервью