Правовая служба Ассоциации туроператоров России (АТОР) подготовила ответ на самые главные вопросы пассажиров, задержавшихся в московских аэропортах из-за возникшего коллапса: кто виноват и что делать, чтобы вернуть потраченные деньги.
В пресс-релизе сообщается, что Воздушный кодекс РФ ответственность за перевозку возлагает на авиаперевозчика, вне зависимости от того, о чартерном или регулярном рейсе идет речь. Перевозчик обязан доставить пассажиров в пункт назначения своевременно, в противном случае ему придется выплатить туристам штраф. Однако если авиакомпания не может исполнить взятые на себя обязательства из-за наступления форс-мажорных обстоятельств, то от ответственности она освобождается (статья 795 ГК РФ). При этом сложнейшие погодные условия, приведшие к отключению электропитания в Домодедово, являются обстоятельством непреодолимой силы, изменить которое не в силах ни одно ведомство.
Как отказаться от авиабилета? Право пассажира на расторжение договора авиаперевозки не может быть ущемлено и подлежит удовлетворению на любом этапе. Однако следует учесть, что в данном случае (авиакомпании ссылаются на сложные метеоусловия, вследствие которых время вылета может «безнаказанно» меняться) возврат денежных средств будет происходить исходя из условий договора авиаперевозки, то есть с учетом ограничений тарифа сдаваемого авиабилета. Тарифы бывают невозвратными, что необходимо учесть.
Можно ли переписать авиабилет на другую дату? Если возможности туриста позволяют ему перенести сроки перелета, то в данной ситуации это будет лучшее решение. Многие авиакомпании сами предлагают своим клиентам поменять билеты на другие даты, в основном предлагаются вылеты после новогодних и рождественских каникул. Переписать билет нужно до начала вылета, предварительно выяснив такую возможность у представителей авиакомпании.
Кто вернет деньги за потерянные дни отдыха? Если турист стал заложником обесточенного аэропорта, то ни авиакомпания, ни аэропортовые службы компенсировать потерянные сутки не будут – их вины в данном случае нет. Бессмысленно подавать исковые требования и к туроператору – он точно не повинен в отключении электроснабжения. Остаются коммунальные службы, которые также едва ли признают себя виновными в сорванном отпуске.
Если же речь идет об изменении или отмене вылетов, связанных с погодными условиями, отсутствием топлива и иных сопутствующих полету важных веществ, то в данном случае имеет смысл требовать компенсации. Причем компенсации не только за потерянные дни, но и за убытки, которые понесли граждане, ожидая своего вылета, находясь в аэропорту без света, еды, воды и, самое главное, информации.
tourinfo.ru