7 февраля 2019 года в колонном зале Дома союзов собралось более полутора тысяч ректоров и профессоров высших учебных и научно-исследовательских заведений Российской Федерации для проведения Профессорского форума «Наука. Образование. Регионы».
Открыл форум академик Филиппов Владимир Михайлович, сопредседатель наблюдательного совета Российского профессорского собрания, ректор Российского университета дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России. На пленарном заседании выступили Кравцов Сергей Сергеевич – руководитель Рособрнадзора, Фадеев Валерий Александрович – секретарь Общественной палаты Российской Федерации, Гриб Владислав Валерьевич – председатель Российского профессорского собрания, Драгункина Зинаида Федоровна – председатель комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре, Зенькович Павел Станиславович – статс-секретарь, заместитель министра просвещения РФ, Кузьминов Ярослав Иванович - председатель Совета ассоциации глобальных университетов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», а также выступили ряд ведущих ректоров России.
В Профессорском форуме 2019, кроме ректора РМАТ Е.Н. Трофимова, также приняли участие проректор по учебно-методической деятельности Лагусева Н.Н., проректор-директор Московского филиала РМАТ Соколов А.С. и декан факультета гостеприимства и туристской индустрии Московского филиала РМАТ Рассохина Т.В.
Состоялся заинтересованный разговор о развитии высшего образования, научно-исследовательской работы, о совершенствовании воспитательной работы. Раскрыты новые подходы к экономической политике в образовании. Обсуждались вопросы повышения качества образования и кадровой работы. Шел серьезный разговор о финансировании науки, нагрузки научно-педагогических работников, изменении структуры доходов от образовательных программ. Поднималась проблема базового сокращения учебных заведений, которая в основном решена. На форуме было отмечено, что в высшем образовании осталось 120 негосударственных вузов и 54 филиала. Спикеры поднимали вопрос необходимости совершенствования внутренних мониторингов в вузах по отдельным программам. Отмечалась важность более тщательного подхода к остаточной компетенции выпускников, которая остается низкой. На встрече профессоров уделялось внимание и цифровизации образования. В настоящее время необходимо организовывать смешенное обучение, совмещающее лекции профессоров с онлайн-курсами, что освободит дополнительное время для преподавателей, то есть следует повысить доступность к онлайн обучению. Кроме того, стоит обратить внимание на совершенствование программ внутрироссийских стажировок.
После обеда участники форума разошлись по секциям.
По завершении Профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы» будет принята резолюция. В ней содержатся рекомендации Федеральному Собранию России, Правительству, министерствам и ведомствам, а также средствам массовой информации.
Предлагается разработать критерии и утвердить положение о Федеральном открытом реестре российских профессоров, продолжить работу с учетом передового мирового опыта развития системы высшего образования, по законодательному и нормативно-правовому обеспечению научно-технического развития, интегрированному развитию образования, науки и производства в России.
Рекомендовано сформировать интеллектуальные площадки из числа научной и преподавательской общественности для экспертной оценки проектов нормативных документов в сфере науки и образования, а также – разработать комплекс мер по обеспечению опережающего роста затрат на научные исследования по сравнению с ростом валового внутреннего продукта.