На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

НОВОСТИ АКАДЕМИИ 

25.04.2019
Ректор РМАТ Е.Н. Трофимов выступил на конференции в Московском государственном университете

25 апреля 2019 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялась XIV Международная научно-практическая конференция "Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования".

>> программа конференции

Участников конференции  приветствовал Добролюбов Сергей Анатольевич - председатель оргкомитета конференции, член-корреспондент РАН, декан географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор, д.г.н. Выступил Фомин Игорь Вадимович - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, который подробно остановился на законодательной базе в области туризма. Участников приветствовал Куделя Евгений Владимирович - руководитель департамента Ростуризма.

На пленарном заседании с докладом "Устойчивому туризму - ответственное образование" выступил ректор Российской международной академии туризма, доктор политических наук, профессор Евгений Николаевич Трофимов.

В совем выступлении ректор напомнил о том, что в мае 2018 г. была подписана концепция Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ до 2025 г., согласно которой число туристов в России должно составить 93 млн. человек, а вклад туризма в ВВП страны планируется увеличить до 7%. На реализацию этих обширных программ планируется выделить 387 млрд. руб. Недавно председатель Правительства РФ подписал постановление о переводе 22 регионам России в 2019-2021 гг. 21 млрд. руб. на строительство туристской инфраструктуры.

По данным Росстата, как отметил Евгений Николаевич, численность иностранных граждан, посетивших Россию за последние семь лет, увеличилась в 2,4 раза. В 2017 году гостей из стран дальнего зарубежья было размещено в 4 раза больше, чем граждан из стран СНГ. Россию посетило почти 1,5 млн. граждан Китая, более 1 млн. туристов из Финляндии, 714 тысяч – из Польши, 580 тыс. – из Германии.

Внутренний и въездной туризм, по мнению ректора, должен опираться на высокие международные стандарты и принципы устойчивости, которые реализуются в рамках Всемирной туристской организации ООН – ЮНВТО. Он отметил, что концепция устойчивого туризма была разработана и стала широко известна на Западе в 1987 г., а годами спустя на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была признана эффективной моделью абсолютным большинством стран-участников. Тогда же ЮНВТО сформулировала принципы устойчивого туризма как такого его направления, которые позволяют удовлетворять нужды туристов сейчас, учитывая интересы принимающего региона и позволяющего сохранить эту возможность в будущем. Устойчивый туризм предполагает возможность создания долгосрочных условий для развития как собственно туризма, так и сохранения природных ресурсов, социальных и культурных ценностей общества. При этом его целью является достижение более высокого уровня жизни местного населения путем экономического роста и сохранения экологических благ, природного капитала для будущих поколений. Только в этом случае туристические учреждения имеют шанс на долгосрочный успех.

Евгений Николаевич отметил в своем докладе, что в России происходит процесс апробации или медленного внедрения концепции устойчивого туризма. Весьма схематично отдельные его принципы изложены и в Стратегии развития туризма до 2020 г., нацеленной, прежде всего, на количественные показатели, в то время как это понятие должно внедряться в сознание туристического сообщества на общенациональном уровне.

По мнению ректора, внедрение концепции устойчивого туризма необходимо начинать с закладывания его принципов в подготовку специалистов, в систему образования. Евгений Николаевич обратил внимание участников, что образовательный цикл в сфере туризма весьма продолжителен – от 3 в среднем профессиональном образовании, до 4-5 в высшем. То есть базовые принципы устойчивого туризма должны внедряться, если не вчера, то уже сейчас. И здесь возникает неразрывная связь устойчивости в туризме в ответственностью в образовании. Молодых людей нужно учить, прежде всего, заботе о сохранении историко-культурного наследия, которое, со своей стороны, поощряет человеческую любознательность и инициирует туризм.

По мнению ректора, первй шаг - это внедрение в вузах и специализированных учебных заведениях, имеющих отношение к туризму, курса лекций на тему «Устойчивый туризм». Он должен включать как базовые принципы ответственного туризма, определенные соответствующими документами ЮНВТО, так и практические шаги в деле его реализации.

В Российской международной академии туризма (РМАТ), поддерживающей тесные связи с ЮНВТО, такая работа ведется - отметил Евгений Николаевич. Так, ее коллективом и ведущими приглашенными экспертами была подготовлена монография «Доступный, социальный и массовый туризм», в которой были рассмотрены базовые принципы устойчивого туризма, показана его взаимосвязь с туризмом доступным, социальным и массовым. Ректор отметил тесные связи РМАТ не только с ЮНВТО, но и с Международной организацией социального туризма (ОИТС). В Академии работает Кафедра ЮНЕСКО-РМАТ. Речь идет, в первую очередь, о культурном туризме в целях мира и развития, базирующемся на принципах ответственности.

Евгений Николаевич добавил, что в конце 2018 г. делегация РМАТ приняла участие в 25-й Конференции Ассоциации ЕВРОДИП «Ответственное образование для ответственного туризма» в городе Пореч (Хорватия). Для Академии эта поездка была плодотворной: достигнуты договоренности о стажировке студентов РМАТ в Испании, о формировании совместных планов по реализации повышения квалификации для персонала гостиниц и ресторанов, об открытии тренингового ресторана испанской кухни в туристско-гостиничном комплексе «Измайлово».

Как отметил ректор в своем выступлении, любые нововведения реализуются через образовательную сферу. Поэтому главная задача ректората учебного заведения - не следовать "в хвосте событий", а начинать реализовывать перспективные наработки. Наступило время, когда ученые, преподаватели должны реализовывать через свои образовательные программы обучающимся идеи устойчивого туризма, на которых очень скоро будет базироваться весь мировой туризм. И в этом плане необходимо не только взаимодействие с иностранными партнерами, но и внутри российского образовательного сообщества.

По словам ректора, быть современным – это сделать образование ответственным и трансформировать людей, передавая опыт как отражение будущего путем серьезного анализа настоящего. Сегодня наши студенты – граждане всего мира. Российская международная академия туризма является не только ведущим, но и старейшим учебным заведением в стране, осуществляющим подготовку специалистов в своей отрасли: за 50 лет ее существования было подготовлено 55 тыс. специалистов для сферы туризма и гостеприимства.

В современном мире образование расширяет свои границы и выходит за рамки системы обучения одной страны. Требования рынка труда как международного, так и внутреннего диктуют свои правила, свои позиции, принципы и приоритеты к подготовке специалистов разного уровня. Поэтому ориентация студентов на возможность получения образования по международным программам является необходимостью, позволяющей осуществить подготовку конкурентоспособного специалиста.

Ректор обратил внимание, что в академии реализуются международные образовательные программы двух дипломов совместно с вузами Европы:

  • на уровне магистратуры – с Институтом исследований и высшего образования в сфере туризма Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Франция), Миланским университетом Бикокка (Италия);
  • на уровне бакалавриата - с Финским университетом прикладных наук (г.Миккеле, Финляндия), с Высшей школой туристского образования (Греция), с Высшей школой менеджмента гостиничного хозяйства и туризма «Ватель» (Франция).

Опыт получения студентами РМАТ европейского образования, как отметил Евгений Николаеевич, приводит к тому, что выпускники этих программ трудоустраиваются еще будучи студентами выпускных курсов; находят работу как за рубежом так и в высококлассных гостиницах и туроператорских фирмах России. Перед выпускниками Академии, имеющими два диплома, один из которых европейский, не возникает никаких проблем с трудоустройством.

Еще одним достижением, отмеченным в докладе ректора, стала договоренность в контексте подготовки и реализации международных образовательных программ с Шанхайским университетом туризма и с Университетом г. Пулы (Хорватия).

Евгений Николаевич напомнил, что в рамках участия в программах академической мобильности студентов, преподавателей и сотрудников по Европейской программе «Эразмус+» РМАТ активно реализует программы бакалавриата совместно с литовским Университетом прикладных наук г. Утена, греческим Эгейским университетом, Парижским университетом Сорбонна, Миланским университетом.

Обучение студентов, по словам ректора, в соответствии с образовательными стандартами ФГОС ВО 3 ++, которые учитывают требования профессиональных стандартов, приводит к тому, что практико-ориентированная направленность образовательных программ является определяющей при подготовке специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Сформировать профессиональные компетенции возможно только при прохождении практик и стажировок на предприятиях отрасли.

Ректор добавил, что в РМАТ на протяжении десятилетий студенты традиционно проходят учебную и производственную (в том числе преддипломную) практики на ведущих предприятиях отрасли туризма и гостеприимства Москвы и Московской области. В их числе, например, сетевые гостиницы «Четыре сезона», «Арарат Хаят», Шератон, «Мэриот», «Скай Пойнт», ведущие туроператоры – ТУИ Раша, «Анекс Тур», «Музенидис Тревел», «КоралТревел», НТК «Интурист». Европейский опыт студенты приобретают на летних зарубежных стажировках в зарубежных фирмах, предприятиях туризма и гостеприимства. Самыми востребованными у студентов являются стажировки в странах: Турция, Болгария, Греция, Хорватия, Испания, США.

В завершении своего выступления Евгений Николаевич отметил, что именно современные кадры в состоянии значительно улучшить качественно отечественный туристский продукт, сделать его долговечным, устойчивым. Сейчас содержание профессионального туристского образования в России проводится с учетом уже принятых или находящихся в процессе разработки проектов профессиональных стандартов в области туризма, сервиса и гостиничного дела. Это заставляет профессорско-преподавательский состав более ответственно подходить к своей работе. Теперь профессиональные компетенции выпускников формируются вузами не только в соответствии с образовательными стандартами, но и с учетом профессиональных стандартов, на основе анализа требований, предъявляемых к компетенции выпускников на рынке труда проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы наши выпускники. Таким образом, устойчивому туризму и гостеприимству должно соответствовать ответственное образование.

На конференции с докладами также выступили Шпилько Сергей Павлович - президент Российского союза туриндустрии, к.э.н., Романова Галина Максимовна - ректор Сочинского государственного университета, профессор, д.э.н.; Кружалин Виктор Иванович - вице-президент Национальной Академии туризма, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, профессор, д.г.н., Артемьев Александр Михайлович, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма Казахского национального университета имени Аль-Фараби, Мармер Леонид Иосифович, генеральный директор ООО «Амадеус информационные технологии» и др.

После обеда состоялись секционные заседания. 

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008