20 мая 2010 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ прошла международная конференция на тему «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение». По своему представительству этот форум стал одним из самых представительных в истории развития туристской отрасли. Более того, он подчеркнул высокую значимость туризма для экономики государства, поскольку в его работе приняли участие не только представители профильных министерств и ведомств, представители ведущих российских вузов, готовящих кадры для нашей туриндустрии, но и руководители соответствующих комитетов и комиссий двух палат российского парламента – Государственной Думы и Совета Федерации. Все они, в конечном итоге, признали туристское образование краеугольным камнем развития отрасли и обещали приложить максимум усилий для его вывода на качественно новую ступень.
Открывая высокое собрание, председатель Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму В.А. Жидких поделился опытом работы Комиссии за последние два года, благодаря усилиям которой было выделено 10 млрд. руб. на развитие транспортной системы на Алтае. Сдвиги в законодательной работе существенно ощутились в открытии паромной переправы Санкт-Петербург-Хельсинки, благодаря чему экскурсанты из Финляндской Республики могут без визы въезжать на территорию региона на 72 часа. Еще более значимый доход принесло введение безвизового режима с Израилем, что увеличило количество турпоездок на 40%.
Представитель Министерства спорта и туризма России Н. Назина рассказала об итоговом совещании в Министерстве по работе за 2009 г., в ходе которого ставились задачи и на текущий год. Среди предстоящих задач особое место заняла подготовка квалифицированных кадров для отрасли. С координации и Министерством образования РФ разрабатывается схема требований к их подготовке, и предполагается, что эта научная работа в 2010 г. завершится. Особое внимание уделяется внедрению новых технологий по созданию единых гостиничных цепей. Разрабатывая в Министерстве программа развития внутреннего и въездного туризма предусматривает выделение дополнительных средств для подготовки кадров.
Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по образованию и науке С. Щеблыгин отметил то огромное значение, которое имеет уровень подготовки кадров, поскольку он формирует образ нашей страны в глазах всего мира. Сейчас Совет Федерации находится в процессе подготовки нового закона об образовании, к разработке которого приглашаются все желающие. Это будет определяющий документ.
Заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Госдумы ФС РФ Г. Сафаралиев особо остановился на таком важнейшем элементе образования как его непрерывность, что в туризме приобретает особую значимость. Она связана с быстрой обновляемостью мира. Современные подходы позволят открыть свою страну для остального мира, в то время как туриндустрия представляет собой одну из основ инновационных технологий, в то время как туризм дает возможность воспитания молодежи в духе любви к Родине, к своему региону.
В качестве основного докладчика по теме выступил ректор Российской международной академии туризма И.Зорин, представивший многоуровневую сетевую модель туристского образования на основе многолетнего опыта, накопленного РМАТ. В ее основе два важных принципа – обеспечение карьерного роста молодежи и формирование туристского рынка. Новая модель предусматривает внедрение инновационных программ обучения, использование лучших мировых стандартов в сервисе и образовании, кооперацию с лучшими университетами мира, отработку системы стандартов качества, внедрение программ опережающего образования.
Созданная на базе крупнейшего туроператора – Центрального Совета по туризму и отдыху, который обеспечивал до 2 млн. отдыхающих в день, Академия накопила уникальный опыт. Предлагаемое положение о кампусе должно естественным образом войти в новый закон об образовании. РМАТ предлагает комплексные программы научных исследований (в рамках ее подготовлено 454 докторские и кандидатские диссертации). РМАТ входит в единое образовательное пространство (Болонский процесс). Практикуется программа «двойного» диплома. РМАТ широко участвует в деятельности международных организаций – ЮНЕСКО, ВТО, EURHODIP, BITS и других.
РМАТ рекомендует создание международного центра по развитию туризма и повышению привлекательности российских дестинаций на основе государственно-частного партнерства и на базе принципа социальной ответственности, что позволит поднять туризм в России на принципиально новый уровень.
Выступление ректора РМАТ встретило широкое понимание участников конференции, что выразилось в ряде предложений со стороны руководителей учебных заведений туристского профиля. Многие из них приняли участие в дискуссиях, солидаризировались с предложенной РМАТ Концепцией, поддержали и новую модель туристского образования и выразили готовность к взаимодействию на почве законотворчества.
Примечательно, что предложения РМАТ нашли широкий отклик и среди иностранных участников Конференции. Президент Международной ассоциации научных экспертов по туризму П. Келлер (Швейцария) особо подчеркнул в туристском образовании возможность перевести полученные знания в практику. При этом особое значение приобретает обучение на рабочем месте – идея, которую проводит РМАТ.
Принятые Конференцией рекомендации четко отразили стоящие перед отечественным профессиональным туристским образованием задачи по модернизации его содержания и структуры, сбалансированного развития всех его уровней в соответствии с требованиями туриндустрии, бизнеса, сферы услуг, культуры, регионального развития туризма, формирования в стране системы непрерывного профессионального образования, развивающегося на базе интеграции с наукой, вовлечения работодателей в процесс обучения на всех его стадиях.
Характерно, но современная модель профессионального туристского образования была концептуально оформлена и озвучена именно негосударственным вузом среди многих поддержавших ее государственных высших учебных заведений.
Пресс-служба
Посмотреть фотографии