13 апреля 2010 года в штаб-квартире Европейской комиссии в Брюсселе состоялась встреча ректора Российской международной академии туризма (РМАТ) И.В. Зорина с руководителем Отдела туризма Европейской комиссии г-ном Франческо Яньело.
От имени РМАТ И.В.Зорин выразил заинтересованность во взаимном сотрудничестве в сфере продвижения концепции устойчивого туризма, использования опыта европейских организаций по продвижению дестинаций и, в первую очередь, проекта «Лучшие дестинации Европы» (EDEN), налаживания активного участия РМАТ в реализации в России образовательных программ («Эразмус», «Темпус» и др.) в рамках Болонского процесса, проектов поддержки социального туризма («Калипсо» и др.), участия Российской международной академии туризма в проведении совместных образовательных и исследовательских работ проектов.
Ректор РМАТ И.В.Зорин проинформировал г-на Яньело о мерах по созданию в России Международного центра дестинаций, призванного объединить усилия и знания ведущих международных экспертов в интересах развития туризма в РФ на основе концепции устойчивого развития, и обратился к нему с пожеланием войти в состав его учредителей.
Предполагается, что помимо представителей ЕС в состав учредителей Международного центра дестинаций войдут представители Всемирной туристской организации ООН, Ассамблеи регионов Европы, Международной ассоциации научных экспертов по туризму (АИЭСТ) и др.
Российская международная академия туризма (РМАТ) высказалась за расширение контактов и сотрудничества российских ученых, работающих в сфере туристского образования, с их коллегами из стран Европейского союза, и сообщила о своей готовности содействовать этому при посредстве своих филиалов в различных городах России и имеющихся профессиональных связей с ведущими образовательными учреждениями страны (Московский государственный университет им М.В. Ломоносова и др).
Стороны положительно оценили итоги первой встречи и условились о продолжении контактов, расценивая их как элемент развития процесса общеевропейской интеграции и создания атмосферы лучшего взаимопонимания на континенте.
_______________________________________________
Лучшие дестинации Европы - проект EDEN
EDEN – сокращенное название проекта повышения привлекательности европейских дестинаций, цель которого состоит в продвижении моделей устойчивого развития туризма в странах Европейского союза.
Проект базируется на организации ежегодных национальных конкурсов, результатом которых является определение «лучшей дестинации» для каждой участвующей страны. Благодаря этому EDEN привлекает внимание к ценностям, разнообразию и особенностям европейских туристских дестинаций. EDEN повышает известность европейских дестинаций, создает платформу для использования опыта лучших образцов во всей Европе и содействует созданию партнерской сети между дестинациями-победителями.
Тематика ежегодных конкурсов определяется Европейской комиссией совместно с соответствующими национальными туристскими администрациями. Избранная тема служит лейтмотивом: до сего времени основными темами EDEN были: сельский туризм, неосязаемое наследие и охраняемые территории. Темой четвертого конкурса будет «Туризм и водные пространства».
Главным свойством отобранных дестинаций служит их деятельность по обеспечению социальной, культурной и экологической устойчивости. Победителями конкурсов являются новые, малоизвестные европейские дестинации, расположенные в 27 государствах-членах ЕС и странах-кандидатах. Проект EDEN способствует распространению методов устойчивого развития туризма среди всех дестинаций ЕС и их превращению в места круглогодичного туризма. Проект направлен на предотвращение сверхконцентрации туристов в местах посещения.
Реализация этого проекта поддерживается Европейской комиссией, которая учредила его в 2006 году и продолжает играть решающую роль в качестве координатора. Функции последнего включают организацию работы и диалог с заинтересованными сторонами, совместное финансирование процедур, организацию церемонии вручения наград (в течение первых двух лет она осуществлялась во время проведения Европейского туристского форума) и координацию информационной кампании.
Принцип организации работы EDEN заключается в следующем: ежегодно Европейская комиссия в тесном сотрудничестве с национальными органами по туризму определяют тему конкурса, ограничивая представительство одной дестинацией от каждой участвующей страны. Каждая из выбранных тем служит тому, чтобы выдвинуть на первый план различные аспекты европейских областей и так или иначе связана с устойчивым развитием с точки зрения культуры, экономики, экологии и пр.
Дестинации, принимающие участие в конкурсе, должны продемонстрировать экономическую устойчивость развития регионального туризма на своей территории по установленной теме.
Темы, избранные EDEN, обеспечивают возможность демонстрации богатства и разнообразия европейских регионов, включая их природные ресурсы, историческое наследие, традиционные праздники, местную кулинарию. Менее известные и менее посещаемые дестинации имеют возможность благодаря участию в конкурсе проявить свою уникальность. Победа присуждается тем дестинациям, которые полнее других отражают выбранную тему и предлагают уникальные туристские маршруты и объект, соответствующие лучшим образцам устойчивого туризма.
Сеть дестинаций EDEN служит платформой для обмена опытом и изучения лучших образцов в туризме на европейском уровне и организации партнерской сети между дестинациями-победительницами, средством распространения моделей устойчивого развития туризма среди других дестинаций. Члены-основатели сети - 30 дестинаций-победительниц первых двух конкурсов EDEN. Ими был подписан 7 октября 2008 года в ходе празднования Европейского дня туризма в Брюсселе меморандум о взаимопонимании, получивший название “Декларация европейской сети дестинаций за устойчивый туризм».