Практические занятия студентов направления «Менеджмент» в музее-заповеднике «Царицыно»
Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. Обеспечить туристскую отрасль квалифицированными специалистами – задача профессионального туристского образования. С целью формирования устойчивого интереса к экскурсионной деятельности, повышения интеллектуального уровня студентов, расширения кругозора в области знаний о достопримечательностях России в Академии по всем направлениям подготовки проводятся интерактивные формы проведения практических занятий.
8 мая, в рамках дисциплины «Основы экскурсионной деятельности», для группы студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» было проведено выездное занятие в Государственном историко-архитектурном, художественном, ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно».
Царицыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы. С именем великой императрицы Екатерины II связана история Царицына. Царицыно является важнейшим памятником «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков.
С целью закрепления знаний в области теории и практики экскурсионного дела преподавателем кафедры туроперейтинга РМАТ Екатериной Владимировной Смирновой были разработаны интерактивные практические занятия.
На предварительном этапе во время аудиторных занятий была определена тема учебной экскурсии – «Царицыно - царская загородная резиденция». Далее формировались творческие группы, каждая из которых отвечала за свой участок маршрута: отбирались объекты показа, разрабатывался экскурсионный маршрут. Студенты самостоятельно изучали различные источники информации и составляли исторические справки по экскурсионным объектам.
При участии преподавателя осуществлялась работа над методикой проведения экскурсии, обсуждались наиболее эффективные методические приемы показа (прием архитектурного анализа, прием сравнения, прием реконструкции событий и др.) и рассказа (прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием характеристики и др.).
На этапе сдачи экскурсионного проекта студенты имели возможность продемонстрировать свое профессиональное мастерство экскурсовода.
Задачи преподавателя: дать оценку содержанию подготовленной экскурсии (полнота раскрытия темы, использование логических переходов между подтемами), методике проведения экскурсии (владение методическими приемами показа и рассказа), речи экскурсовода (грамотность, логичность, образность), технике ведения экскурсии (выбор места расположения группы, техника использования «портфеля экскурсовода»).
Прием (сдача) экскурсионного проекта носил деловой характер. Проводился в форме творческой дискуссии обмена мнениями и выявлении недочетов.
Интерактивные практические занятия способствует практическому ознакомлению с профессией «экскурсовод», закреплению знаний, приобретению профессиональных умений и навыков, а также росту профессионально-личностной ориентации молодежи на будущую профессию в туристско-экскурсионной сфере.