На главнуюНапишите намПоискКарта сайтаEnglish
AAA

СТРАНИЧКА РЕКТОРА - Встречи и интервью 

05.10.2021
XVI Международная научно-практическая конференция "ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ: фундаментальные и прикладные исследования" состоялась в РМАТ

5 октября в Российской международной академии туризма состоялась XVI Международная научно-практическая конференция ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ: фундаментальные и прикладные исследования.

Форум во второй раз проводится в Российской международной академии туризма, но главной площадкой всегда оставался МГУ, который и стал главным инициатором обсуждения актуальной темы. Города Московской области также не раз принимали учёных и практиков, зарекомендовавших себя экспертами в этой области. На этот раз организаторами форума стали МГУ имени М.В. Ломоносова (Географический факультет), Российская международная академия туризма (РМАТ), Российская академия наук (РАН), Русское географическое общество (РГО), Национальная академия туризма (НАТ), Российский союз туриндустрии (РСТ), АО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг). Форум проводится при поддержке: Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Правительства Московской области, Совета депутатов городского округа Химки.


(сюжет Химки СМИ)

Форум открыл ректор Российской международной академии туризма, доктор политических наук Евгений Николаевич Трофимов. Он поздравил учителей с праздником, направив в их адрес самые тёплые пожелания. Евгений Николаевич огласил приветствия гостей форума: руководителя Федерального агентства по туризму Зарины Валерьевны Догузовой, президента АО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг) Виктора Георгиевича Пугиева, почетного президента Русского географического общества, научного руководителя Института географии РАН, академика РАН Владимира Михайловича Котлякова.

С приветственными словами к участникам конференции обратились заместитель руководителя аналитического центра при Правительстве РФ, руководитель проектного офиса по туризму Евгений Евгеньевич Мейтес, член-корреспондент РАН, декан географического факультета МГУ, профессор, доктор географических наук Сергей Анатольевич Добролюбов, заместитель председатель Совета депутатов г.о. Химки Александр Павлович Дряннов, председатель Общественного совета при Министерстве культуры РФ, доктор культурологии, профессор Михаил Юрьевич Лермонтов.

Основной доклад ректора РМАТ, доктора политических наук Евгения Николаевича Трофимова «Качество подготовки специалистов для сферы туризма и рекреации в условиях глобального кризиса: новые форматы и мировые тенденции» задал высокую планку всему ходу обсуждения актуальной темы. Он отметил, что при всей грандиозности проекта «Туризм: новая эра гостеприимства» по созданию федеральной туристской межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования Дальнего Востока, рассчитанного до конца 2022 года, весьма скромное место в нём отводится вопросу подготовки кадров для сферы туризма и рекреации, а именно это – решающий фактор развития отрасли.

А между тем факты говорят сами за себя: Россия занимает 6-е место в мире по активности в международных турпоездках, а по въездному туризму она на 35-м. Восстановлению позиций туризма доковидного уровня и дальнейшему его развитию должен способствовать национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», в котором речь идет о качественном и доступном отдыхе в России для всех граждан. Начнут его реализацию с Крыма,Дальнего Востока и Золотого кольца.

В планах Правительства РФ к 2030 году довести число турпоездок до 140 млн. в год и это при населении 145 млн. Ставится задача спланировать все туристическое пространство России. За 10 лет корпорация «Туризм.РФ» планирует привлечь 1,7 трлн. рублей частных инвестиций, за счет этого построить 582 объекта, среди них 298 гостиниц и санаториев, 284 – туристических проекта. Подписаны договоры на строительство отелей, эко-курортов в Адыгее, Камчатке, Карелии, Свердловской и Омской областях.

Так же запланировано создание на этой основе 4,7 млн. рабочих или в 2,5 раза больше, чем сейчас. Предполагается, что 22,5 млрд. долларов составит экспорт туруслуг в сравнении с 2,9 млрд. долл. в 2020 г. и 11 млрд. в 2019 г.. При реализации этих планов придется вступить в конкуренцию с такими популярными у наших туристов странами, как Турция, Испания, Египт, Таиланд, Греция, Вьетнам. Для этого надо изменить цены и значительно повысить качество, сделать цену конкурентной, наладить сообщение, в том числе с помощью чартеров.

Востребованность специалистов туристского профиля возрастет, но и требования к ним возрастут тоже. Поэтому мы должны готовить новых специалистов, которые могли бы оказывать услуги более высокого качества, и для внутреннего туризма крайне важно, каким будет гид проводник, инструктор, менеджер.

Новая реальность, связанная с пандемией, отмечена тотальной цифровизацией. Важно выяснить, насколько качественным удалось сделать дистанционное образование в вузе; каковы масштабы потерь в качестве образования, накопившиеся за период вынужденного дистанционного обучения.

Все мы знаем, что качество подготовки будущего специалиста зависит от содержания ФГОС и образовательных программ, условий обучения (материально-технических, социальных-педагогических, финансовых и др.), уровня научно-педагогического состава вуза, качества практической подготовки, технологий обучения. Анализируя сайты профильных вузов, интернет-источники, онлайн-платформы ведущих университетов мы, к сожалению, не обнаруживаем увеличения объемов обновленной методической литературы, интересных курсов по профилю деятельности и так далее. И здесь - большое поле для деятельности.

Одним из самых показательных примеров стала новая национальная образовательная стратегия Китая, разработанная и реализованная буквально в считанные дни. Она включила не только общую для всех вузов облачную платформу с учебными материалами, но и общественные телеканалы, транслирующие образовательные передачи для студентов. Крупные китайские телекоммуникационные компании объединили свои усилия с техническими гигантами Baidu Alibaba и Huawei, чтобы поддержать цифровую обучающую сеть. Сотрудничество между вузами и предприятиями привело к разработке всеобъемлющей образовательной модели для студентов колледжей и университетов.

В своем выступлении министр науки и высшего образования Валерий Фальков констатировал, что внедрение новых технологий в образовательную и научную среду во время пандемии COVID-19 повлияло на будущее образования. Полученный уникальный опыт лег в основу долгосрочного развития. Министр отметил, что переход университетов в цифровую среду потребовал новых навыков от преподавателей и стал толчком для развития новой дидактики. Также он подчеркнул, что тотальный дистанционный формат обучения может привести к снижению его качества. А удалённые форматы надо внедрять исходя из уровня подготовки студентов и специфики образовательной программы. Кроме того, пандемия требует от университетов индивидуальной работы со студентами в части психологической поддержки.

Академия на протяжении многих лет предоставляла студентам уникальные возможности прохождения практик и стажировок не только в регионах РФ, но и за рубежом: в Испании, Турции, на Кипре, в США, Сейшельских островах, Болгарии, Греции и других странах. Последние полтора года эти возможности существенно ограничены.

Для повышения качества образования необходимо предпринять ряд мер:

1. Предоставить и обучающимся, и педагогу доступ к единой онлайн системе, в зависимости от уровня получения образования, которую внедряет государство.
2. Признать, что каждый обучающийся теперь находится на уникальном этапе своего обучения и будет нуждаться в индивидуальной поддержке.
3. Оперативно разработать новую систему оценки знаний и объяснить ее обучающимся, чтобы они могли сами себя контролировать и мотивировать в учебе.

Туризм – важный двигатель мировой экономики, на который приходится 7% от международной торговли. Каждое десятое рабочее место в мире напрямую или опосредованно генерируется туризмом. Кризис, вызванный пандемией COVID-19, разрушил экономику туристского сектора, что привело к беспрецедентным последствиям: под угрозой до сих пор находится более 100 миллионов рабочих мест, напрямую зависящих от туризма.

Основную роль в развитии туризма играют люди – будь то туроператоры, местные гиды, гостиничные операторы или лица, предоставляющие другие услуги, которые делают путешествие особенным или помогают вести бизнес и выходить на международные рынки. Поэтому подготовка специалистов для туристского сектора выходит на первый план, вместе с другими социально-экономическими составляющими.

В сотрудничестве с Глобальным кризисным комитетом по туризму ВТО подготовила рекомендации для помощи правительствам стран и частному бизнесу в преодолении кризиса. Они включают работу по направлениям, среди которых — снижение давления на экономику, разработка протоколов безопасности и стимулирование инноваций в турсекторе, касаются они и вопросов подготовки кадров для индустрии туризма.

«Дорожная карта» по преобразованию сектора туризма должна охватывать пять приоритетных областей:

1. УПРАВЛЯТЬ КРИЗИСОМ И СМЯГЧАТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.
2. ПОВЫШАТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ПОТЕНЦИАЛ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ.
3. ПРОДВИГАТЬ ИННОВАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИЮ ЭКОСИСТЕМЫ ТУРИЗМА.
4. СОДЕЙСТВОВАТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ И ИНКЛЮЗИВНОМУ «ЗЕЛЕНОМУ» РОСТУ.
5. УКРЕПЛЯТЬ КООРДИНАЦИЮ И ПАРТНЕРСКИЕ СВЯЗИ В ЦЕЛЯХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТУРИЗМА.

Пандемия дала толчок к тому, что люди вспомнили о санаторно-курортном лечении. Но эксперты отмечают, что в настоящее время санаторно-курортные комплексы, доставшиеся России в наследство от СССР, фактически разрушены, хотя ранее благодаря этой инфраструктуре в стране ежегодно проходили реабилитацию около 30 миллионов граждан. Причём санатории входили в комплекс медицинского обслуживания.

В настоящее время в России осталось всего около двух тысяч санаторно-курортных комплексов, способных включиться в программу реабилитации граждан. Для их восстановления и развития предлагается обеспечивать граждан социальными путёвками, расходы на которые будут финансироваться из фондов медицинского и социального страхования. Сегодня Россия готова вложить 100 миллиардов рублей в создание реабилитационной медицины после пандемии. Реабилитация пациентов станет частью обязательного медицинского страхования. Впереди возрождение санаториев и подготовка специалистов. Но на это нужно время.

О том, насколько критичной является ситуация с реабилитацией отметил Денис Проценко, главврач больницы в Коммунарке. Его визит в г. Кисловодск 15 сентября 2021 г. и посещение санатория «Виктория», который входит в состав нашего учредителя АО «ЦСТЭ» (холдинг), возглавляемого Виктором Георгиевичем Пугиевым, позволил ему оценить практику постковидной реабилитации в Кисловодском санатории «Виктория» - «как лучшую в стране.»

Комплексная концепция лечения постковидных больных в санатории «Виктория» с использованием ингаляций медицинскими газами разработана и внедрена совместно с коллегами из Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова, в том числе при участии всемирно известного ученого-пульмонолога А.Г.Чучалина. В сочетании с традиционными технологиями эта программа кисловодской «Виктории» даёт отличные результаты в восстановлении постковидных больных.

Отметим, что высокоэффективным медицинским оборудованием оснащены и ещё два других санатория АО «ЦСТЭ» (холдинг): санаторий «Виктория» в Московской области и санаторий «Светлана» в г. Сочи. В них также применяется практика реабилитации больных, перенесших коронавирусную инфекцию. Реабилитационные центры и санатории нуждаются в эрготерапевтах, методистах-инструкторах, менеджерах, аниматорах и др. которые могут прописать программу индивидуальной нагрузки для восстановления пациентов, организовать маркетинговую компанию и досуговую деятельность для пребывающих в санатории, разработать и провести экскурсионные программы, учитывая специфику заболеваний и т.д.

Это направление становится одним из самых востребованных, после пляжного отдыха, у российских граждан. Реабилитация и восстановление здоровья, релаксация и просто полноценный отдых, но под присмотром врачей – все это первоочередные вопросы, связанные со здоровьем человека. Но как всегда, для того чтобы все правильно выстроить и обеспечить не хватает специалистов, и не только с медицинским образованием, но с образованием в области гостеприимства, управления персоналом, менеджмента и др.

В этом контексте у РМАТ имеется почти пятилетний опыт практической подготовки студентов на базовой кафедре санатория «Виктория», который находится Пушкинском районе Московской области. На его базе в течение всего года проходят практику наши студенты направлений ВО и СПО: «Туризм», «Гостиничное дело», «Менеджмент», «Управление персоналом». Даже студенты направления «Дизайн архитектурной среды» смогли там пройти практику, подготовив дизайн-проекты входной группы санатория и обеденного зала. Согласно данным государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, 44 процента санаторно-курортных организаций отнесены к государственной форме собственности, 3 процента - к муниципальной, 53 процента - к частной форме собственности. Наибольшее количество государственных санаторно-курортных организаций сосредоточено в Республике Крым, Краснодарском крае и Ставропольском крае.

К сожалению, расчеты в отношении потенциального экономического эффекта развития санаторно-курортной сферы и совокупного выигрыша от инвестирования в санаторно-курортный комплекс Российской Федерации практически не проводились и реальные мультипликативные возможности этой отрасли экономики недооценены. Но эксперты сферы туризма полагают, что лечебно-оздоровительный туризм покажет высокие темпы восстановления.

Благоприятная ситуация для восстановления лечебно-оздоровительного туризма связана со следующими аспектами:
— спрос на данные услуги во многом обеспечен объективными потребностями населения, связанными с показаниями по здоровью.
— объекты размещения в сегменте лечебно-оздоровительного туризма официально стали первыми в России снова принимать туристов: санатории с медицинской лицензией заработали с 1 июня.
— рост популярности медицинского туризма является общемировым трендом. В России возросший интерес к лечебно-оздоровительному туризму эксперты связывают с реализацией связанных с этим национальных проектов, выделением финансирования, созданием координирующих центров, проведением онлайн  и офлайн-конференций.
— ряд игроков рынка санаторно-курортных предприятий начали развивать программы реабилитации для переболевших COVID-19.

Рекреационно-оздоровительная и туристская деятельность занимают сегодня, как мы уже отмечали, одно из ведущих мест в сфере социальных и экономических отношений. Актуальность совершенствования подготовки специалистов рекреационно-туристской сферы обусловлена тем, что в стране в последние 5- 10 лет проходило множество мировых спортивных, образовательных, экономических мероприятий: Олимпийские игры 2014, Чемпионат мира по футболу, Универсиады, форумы, образовательные олимпиады и др., в рамках которых необходимы были специалисты сферы туризма, гостеприимства, рекреации.

Процесс подготовки кадров сферы рекреации и туризма характеризуется качественным обновлением содержания образования в соответствии с современным уровнем технологий, применяемых в туристской индустрии, с учетом запросов рынка труда по формированию необходимых профессиональных компетенций выпускника. Рядом туристских вузов продвигается идея создания консорциума профильных вузов, разработка стандартов аттестации и переаттестации персонала в туриндустрии, совершенствование образовательных программ, обучение педагогов и представителей власти, актуализация учебно-методических материалов для подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства.

Однако реализация моноцентрической модели и создание Центра развития кадрового потенциала туриндустрии на базе одного из университетов, это, на мой взгляд, не лучший вариант. Следует создать 12-15 образовательных центров ускоренной и практико-ориентированной подготовки специалистов в каждой привлекательной макротерритории России, поскольку каждая из них имеет свою специфику, на базе ее ведущих вузов и колледжей, при участии и влиянии соответствующих федеральных структур, на основе сетевого взаимодействия. Наибольшее количество учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку по туристским направлениям, находится в Москве (85 учреждений), Краснодарском крае (33), Ставропольском крае (32), республике Татарстан (24), Московской области (23), Санкт-Петербурге (23). Подобные учреждения отсутствуют в республике Калмыкия, республике Ингушетия, Ненецком автономном округе, Чукотском автономном округе.

Эксперты сферы туризма отмечают необходимость формирования у специалистов сферы туризма новых компетенций, созвучных вызовам и изменениям рынка. Актуальный набор навыков сотрудников туриндустрии должен включать в себя особые поведенческие сценарии и соблюдение требований эпидемиологической безопасности. Так же, считают эксперты, важно формировать и межрегиональные объединения в части повышения квалификации кадров. «Учебно-методические материалы в нынешней системе образования сотрудников турсферы в большинстве своём очень устарели и не соответствуют духу времени. Это приводит к тому, что нужно переучивать и самих педагогов, так как они оперируют неактуальными данными, но при этом отвечают за качество образования будущих кадров туротрасли. Нужно разработать новые учебные программы и обучающую литературу, комплектовать ими профильные образовательные учреждения. Также важно обеспечить возможность получить образование дистанционно в онлайн-формате».

Помимо новых компетенций, необходимых для специалистов сферы туризма и рекреации, развиваются и новые виды туризмы, требующие новых специалистов: это промышленный туризм, глейпингтуризм, а так жеактивно развивающийся за рубежом и еще очень мало развивающийся в России – «зеленый туризм».

Перед нами стоят важнейшие задачи и открываются большие возможности по переустройству и обустройству наших рекреационных территорий, которые должны стать точками роста экономики, повышением благосостояния, удовлетворенности жизнью, возможностью сохранения здоровья для многих граждан России. Состоялось обсуждение доклада, в котором участвовали вице-президент Национальной академии туризма, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор географических наук, профессор Виктор Иванович Кружалин, почетный президент РСТ, заведующий кафедрой менеджмента и экономики РМАТ, кандидат экономических наук, доцент Сергей Павлович Шпилько, генеральный директор АО ТГК «Измайлово» Константин Александрович Арзамасцев

В режиме онлайн к работе конференции присоединились: ректор Сочинского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Галина Максимовна, Романова, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент Сочинского государственного университета Максим Сергеевич Романов, профессор Университета UNIMIB (Италия) Марианджела Дзенго, профессор Эгейского университета (Греция) Георгиус Коррес, профессор Севильской высшей школы гостиничного хозяйства (Испания) Даниэла Диас.

Продолжилась работа конференции в формате обсуждения по секциям:

- теория, методология и практика рекреации туризма

- образование и подготовка кадров для рекреации и туризма в условиях пандемии и постпандемии

- современные информационно-коммуникационные технологии в туризме и гостеприимстве

- тенденции и перспективы развития,формирование региональных бизнес-моделей устойчивого развития туризма в современных условиях.

По итогам работы была принята резолюция ХVI Международной научно-практической конференции «ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ: фундаментальные и прикладные исследования». В ней отмечено, что индустрия туризма входит в число наиболее пострадавших от коронавирусных ограничений секторов экономики. По оценке Правительства РФ, за последние полтора года недополученные доходы туриндустрии составили не менее 1,5 трлн рублей. Зарубежные турпоездки сократились на 77,5%, тогда как поездки по России – на 39%. В результате туризм оказался в зоне внимания. В России в 2020 году появился Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», и именно тогда было решено пересмотреть отношение к инфраструктуре регионов.

Для развития внутреннего туризма необходимо развивать туристские кластеры с доступными средствами размещения, ресторанами, кафе, досуговыми и развлекательными центрами для различных категорий путешественников. Требуется высокий уровень онлайн-сервисов, автоматизация продаж, бесконтактный сервис в сети Интернет и через мобильные устройства. Для реабилитации больных после пандемии, для поколения 65+ и маломобильных граждан возникает острая потребность в развитии лечебно-оздоровительного туризма, сельского туризма и создания экологических маршрутов, формировании малых средств размещения и загородных отелей.

Развитие туристской индустрии в Российской Федерации и научно-технический прогресс вносят качественные изменения в процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере туристской деятельности. В то же время одной из причин недостаточного уровня профессиональной подготовки туристских кадров в нашей стране является слабая разработанность теоретических основ организации повышения квалификации российских специалистов, в том числе за рубежом, в первую очередь преподавателей дисциплин туристского профиля и студентов высших учебных заведений, будущих работников туриндустрии.

Отмечены разнообразие, глубина и масштабность научных исследований в сфере туризма, гостеприимства и рекреации, осуществляемых научно-образовательным сообществом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российской международной академии туризма, Сочинского государственного университета, Балтийской академии туризма и предпринимательства и других научно-образовательных организаций во взаимодействии с Национальной академией туризма, Русским географическим обществом, Российским союзом туриндустрии и Федеральным агентством по туризму.

Участники Конференции выразили уверенность, что состоявшийся обмен мнениями по актуальным научным проблемам послужит конструктивной основой для дальнейшего развития туризма и туристского образования
в России.

141420, Московская область, г.о. Химки,
мкр. Сходня, ул. Горького, д. 7
,
Приемная комиссия: (495) 574-01-32,
info@rmat.ru

 РМАТ В Контакте РМАТ в Одноклассниках Официальный канал РМАТ в Youtube 
Рейтинг@Mail.ru 
Лицензия Министерства образования РФ №1935 от 15.02.2016 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Сведения об образовательной организации
Версия для слабовидящих

 

© 2008 Российская международная академия туризма.
© Разработка сайта и дизайн,
«ИнфоДизайн», 2008