Семенов Николай Федорович родился 28 апреля 1904 года в деревне Алабушево (ныне Солнечногорский район Московской области), в большой крестьянской семье. По старшинству из детей он был вторым. До 1924 года работал в деревне: летом по крестьянству, а зимой столярничал с отцом.
Окончил Московский землеустроительный техникум и три курса Гидромелиоративного института при Тимирязевской сельхозакадемии. Работал в Министерстве лесной промышленности.
Был зачислен добровольцем в 4-ю дивизию народного ополчения (впоследствии 110-я стрелковая, затем 84-я гвардейская стрелковая дивизия). Всю войну прошел в составе этой дивизии. Первый бой принял у озера Селигер. Н.Ф. Семенов принял участие в первом своем бою в октябре 1941 года в районе Наро-Фоминска. В октябре под Наро-Фоминском был назначен командиром саперного взвода. В 1942 году вступил в ВКП(б). Сражался на Западном, Брянском и Калининском фронтах. Затем были бои в Белоруссии, Литве, Пруссии. С февраля 1944 года гвардии лейтенант Николай Семёнов – командир роты 93-го гвардейского отдельного саперного батальона 84-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Литовской ССР. При выходе к реке Неман саперная рота гвардии лейтенанта Семенова была включена в передовой отряд. Командир роты умело выбрал место для переправы в районе города Алитус (Литва), организовал изготовление плотов для перевозки через реку стрелков и артиллерии.
В ночь на 17 июля 1944 года в районе Алитуса на подготовленных плавсредствах бойцы роты бесшумно форсировали реку, сеяли часовых и обеспечили переправу без единого выстрела стрелкового батальона, который захватил плацдарм. Саперы под огнем противника переправили пушки, что обеспечило отражение вражеских контрактах и развитие наступления.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» гвардии лейтенант Николай Семёнов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4209.
День Победы капитан Семенов встретил в Кенисберге в должности начальника штаба батальона, войну закончил в Пилау.
После окончания войны в звании капитана Семёнов был уволен в запас. Проживал в Москве. В 1955 году окончил Московский лесотехнический институт. Работал сначала в Министерстве лесной промышленности СССР, затем в научно-исследовательском институте. Скончался 7 мая 1980 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Н.Ф. Семенов был также награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, рядом медалей.
Из воспоминаний Н.Ф. Семенова:
«Большой и славный путь прошла наша дивизия и наш батальон, а вместе с ним и я. Отделить свои действия от действий своей родной части я не могу, так как её поражения и победы, её слава в какой-то степени являются и моими.
После разгрома немцев под Оршей наша дивизия продвигалась за сутки по 40–50 километров, гнала гитлеровцев дальше на запад, громя его разрозненные части. При подходе к городу Вильнюс маршрут дивизии изменили и направили к Алитусу с задачей форсировать реку Неман, захватить плацдарм на его левом берегу, закрепиться и удержать до подхода основных сил. С целью внезапного захвата переправы в местечке Неманейды командование дивизии сформировало небольшой отряд, который должен прорваться через разрозненные отступающие немецкие подразделения, опередить их, выйти к реке Неман и захватить переправу. В этот отряд была включена и рота, которой командовал я.
Отряд на своем пути нагнал группу отступающих фашистов, в небольшом бою выбил их с хутора и обратил в бегство. К вечеру мы подошли к местечку Неманейды. После разведки и сообщения одного местного жителя было установлено, что переправа нарушена, все переправочные средства угнаны на левый берег, и в Неманейдах зорко охраняются закрепившимися там фашистскими подразделениями.
Было принято решение форсировать Неман ночью на плотах примерно в одном километре ниже Неманейд, где правый берег был обрывистый, заросший лесом и немцы, конечно, не думали, что русские будут в этом месте форсировать. Видимо, по этим соображениям левый берег в этом месте охранялся менее бдительно. Из сухих бревен разобранного сарая в лесочке были изготовлены плотики с запасом плавучести на 6–7 человек. С наступлением темноты плоты были спущены на воду без какого-либо шума.
На противоположном берегу в окопчике охрану несли 2 немецких солдата, которые также, в надежде на то, что в этом месте не будут форсировать, вели себя беспечно. В полночь была дана команда переправиться на противоположный берег отделению автоматчиков, бесшумно захватить или уничтожить охрану и закрепиться.
На первом плотике вместе со мной переправлялись 5 автоматчиков и станковый пулемет. Добравшись до противоположного берега, ползком, бесшумно с одним солдатом подобрались к окопчику и также бесшумно сняли охрану. Оставив бойцов во главе с сержантом на занятом клочке левого берега, я на этом же плотике вернулся обратно, и началась массовая переправа.
Примерно за 1,5–2 часа был переправлен весь отряд без единой потери и протянута связь. Отряд с ходу занял плацдарм длиной по берегу около 3 километров и в глубину до 1,5 километров. С рассветом немцы обнаружили переправу и начали беспорядочный артобстрел, пытаясь приостановить продвижение отряда, разгромить его и столкнуть обратно в Неман. Фашисты три раза шли в атаку, причем два раза с танками. Но атаки были отбиты с большими потерями для них как в живой силе, так и технике.
К 8 часам утра подошли основные силы дивизии, и отряд был поддержан огнем артиллерии с правого берега. Вместе с дивизией прибыл инженерный батальон с переправочными средствами. Был наведен понтонный мост, и началась переправа живой силы и техники.
Не успела переправиться пехота, как налетели «юнкерсы», и вся переправа была разбита. При этом были потери и в людях, и в технике. Авиация немцев безнаказанно бомбила переправу и скопление войск два раза, так как не было нашей авиации. Третий залет семи «юнкерсов» был остановлен нашими двумя истребителями, которые вступили в бой, сбили три «юнкерса», а остальные повернули обратно, сбросив груз бомб где попало.
Отряд, получив подкрепление в живой силе, перешёл в наступление и расширил занятый плацдарм вглубь ещё на три километра.
Немцы неоднократно переходили в контратаки, и для отражения контратак требовались пушки, но артиллерии не было переправлено. Командование приказало любыми средствами переправить на левый берег пушки и снаряды. Из отдельных плотиков, на которых ночью переправлялись бойцы отряда, связали один плот, плавучесть которого обеспечивала переправу противотанкового орудия или крупнокалиберного пулемета, смонтированного на автомашине «Додж». Плот перетягивали с берега на берег веревками. Так было переправлено 5 орудий со снарядами и 4 автомашины с пулеметами, что обеспечило дальнейшее продвижение нашей части.
К вечеру была наведена новая понтонная переправа, но подручные средства – плотики – сыграли громадную службу: обеспечили возможность захвата плацдарма на левом берегу.
Вся эта переправа была осуществлена солдатами саперной роты, командиром которой был я. Самому лично мне пришлось переправлять и вести бой с контратакующими немцами. За обеспечение переправы, занятие плацдарма и его удержание до подхода основных сил дивизии, за мои личные боевые действия командование представило меня к присвоению звания Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года мне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда».