24 ноября в главном здании Академии состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Современные возможности и перспективы развития туризма в Подмосковье», организованная Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью Московской области и Российской международной академией туризма.
Это не первое совместное мероприятие партнёров. В прошлом году также в ноябре уже проводилась конференция, на которой обсуждались проблемы туризма в Подмосковье. Понимая важное значение и продуктивность таких встреч, ректор Российской международной академии туризма профессор Игорь Владимирович Зорин не только руководил подготовкой конференции, но и стал её ведущим. Он поздравил участников и гостей с началом работы и выразил уверенность, что она будет плодотворной.
От администрации городского округа Химки собравшихся приветствовал председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью Александр Петрович Андреев. Он напомнил, что Химки – это въездные ворота столицы, именно здесь находится крупнейший аэропорт Шереметьево. Первые впечатления о городе начинаются отсюда. Этот городской округ всегда был центром спорта и туризма, для которого уже более сорока лет Академия готовит кадры.
Перспективы развития туризма в Подмосковье стали темой выступления заместителя председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью Московской области Олега Николаевича Долженко. Он поблагодарил Академию за большую помощь в подготовке и проведении конференции и отметил, что подобные мероприятия становятся хорошей традицией и важным подспорьем в решении проблем. А их немало, ведь инфраструктура, определяющая современные возможности туристской деятельности в Московском регионе, составляет 643 фирмы. В их числе - 85 туроператорских и 558 турагентских организаций. В области действуют 407 коллективных средств размещения с общим количеством мест 71,3 тысячи (в 2005 году имелось 299 коллективных средств размещения на 67,4 тысячи мест). Таким хозяйством непросто управлять и модернизировать его. Нужен профессиональный подход и профессиональные кадры, особенно линейного звена. Как никогда остро стоит вопрос о сертификации гостиниц. И, конечно, необходим комплекс мер, позволяющих предоставлять туруслуги на любой кошелёк.
Эти же проблемы поднимались и в выступлении председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, президента Российского союза туриндустрии Сергея Павловича Шпилько. Самый типичный миф о неподъёмной дороговизне услуг в Москве должен быть развеян конкретными доступными для всех предложениями. Именно такой подход наиболее целесообразен при проведении ребрендинга Москвы как туристской дестинации. Привычные ассоциации - балет, матрёшка, Гагарин - уходят в историю, надо смотреть в будущее, искать и продвигать новые привлекательные образы. И примеры есть – чем плох бренд «родина Деда Мороза»? Раскручен быстро и грамотно. Но слишком мало подобных историй.
Москва, Московская область – самобытные территории, где рождается уникальный турпродукт. И только профессиональная работа с ним позволит привлечь туристов разных категорий. Но ребрендинг - это ещё и дороги, освещение и многое другое, что включает понятие инженерные инфраструктурные капиталовложения.
Ведущий конференции Игорь Владимирович Зорин заметил, что, развивая и продвигая туристский объект, нельзя забывать и о субъекте, непосредственном потребителе услуг. В Подмосковье существует и усадебное кольцо, или иначе - дачный пояс. И у него те же рекреационные задачи, что и у туризма, и инфраструктура одна. Подмосковье также богато санаторно-курортными комплексами, и по количеству горнолыжных центров мало кому уступит.
Дачник – это тот же турист – начал своё выступление заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгений Леонидович Писаревский. С точки зрения экономической составляющей он так и расценивается. Далее Евгений Писаревский подробно остановился на действии механизма государственного регулирования туристской деятельности в субъектах Российской Федерации. Целевой программой развития внутреннего и въездного туризма до 2018 года предусмотрено выделение 40 миллионов рублей только на продвижение турпродукта. Пока же ресурсы используются только на двадцать процентов. Большое внимание будет уделено проблемам качества и безопасности в гостиничном хозяйстве. Здесь всё должно соответствовать стандартам, лежащим в основе классификации гостиниц. Такие же требования необходимы и для пляжей, горнолыжных трасс и других туристских объектов.
Проректор по науке и дополнительному профессиональному образованию, директор центральных туристских курсов Юрий Михайлович Лагусев выдвинул диверсификацию программ дополнительного профессионального образования как необходимое условие повышение качества подготовки специалистов для сферы туризма Московской области. Он подробно остановился на содержательной части программ дополнительного образования, сроках и технологиях обучения.
В четырёх тематических секциях заинтересованно обсуждались и предлагались решения следующих проблем: инфраструктурное обеспечение и инвестиционная привлекательность туристской дестинации Московской области, участие Московской области в выполнении Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)», кадровое обеспечение культурно-познавательного, рекреационного, спортивно-оздоровительного туризма и экскурсионной деятельности, перспективы и пути развития индустрии туризма и гостеприимства. Модераторы обсуждения за круглыми столами по темам пленарных докладов – преподаватели Российской международной академии туризма. В дискуссиях приняли участие аспиранты Академии, преподаватели РМАТ и её филиалов, руководители отделов и консультанты Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области.
По итогам межрегиональной научно-практической конференции «Современные возможности и перспективы развития туризма в Подмосковье» приняты рекомендации. Отмечено, что Московская область все более активно заявляет о себе как о регионе, благоприятном для туризма и рекреации, участвуя в крупнейших международных туристских выставках. Расширяются и крепнут межрегиональные и международные связи. Ведутся статистические наблюдения за развитием туристской индустрии, осуществляется анализ состояния туризма и составляется экономико-социальный прогноз развития областной туристской индустрии на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Становится очевидным, что самобытность небольших городов - один из основных факторов, на который инвесторы обращают особое внимание. Культурно-историческая составляющая придает городу привлекательность, формирует его неповторимый имидж. Для более полного использования этого потенциала необходимы профессиональные кадры.
Участники конференции одобрили инновационный проект академии: воссоздание во взаимодействии с Минспорттуризма и Минобрнауки РФ Центральных туристских курсов РМАТ и системное построение общероссийской курсовой сети по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров массовых контактных профессий туристской индустрии: экскурсоводов, гидов-переводчиков, культурологов-аниматоров, инструкторов-проводников, инструкторов детско-юношеского туризма, руководителей мероприятий по краеведению, туристскому ориентированию, добровольных спасателей и других специалистов. В структуре Центральных туристских курсов будут действовать зональные курсы в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Петрозаводске, Казани, Екатеринбурге, Красноярске и других городах России.
>> Проект рекомендаций
>> Фотографии