ВЕСТНИК РМАТ 2011 №2,3 [скачать]
ТУРИСТИКА
А.В. ФРОЛОВ
ТУРИЗМ, ГОСТЕПРИМСТВО И ЭКОНОМИКА
(СТАТИСТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ)
УДК 338.484.2
Представлен статистический анализ сферы туризма и гостеприимства по регионам Российской Федерации. В результате проведенного анализа автор предлагает рейтинг регионов с точки зрения развития в них туристской отрасли.
Ключевые слова: отрасль туризма, региональная экономика, статистика, статистиче-ский анализ, рейтинг регионов.
This paper presents a statistical analysis of the tourism and hospitality by regions of the Russian Federation. As a result of the analysis the author offers top regions rating in terms of their tourist industry development.
Key words: tourism industry, regional economy, statistics, statistical analysis, rating of regions.
Э.П. ЛИТВИНОВ
АКТУАЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ФИЛОСОФСКИМ ОСНОВАМ
БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА
УДК 316.3
Рассматриваются философские основы безопасности социальных систем в целях сохранения их целостности, устойчивого развития и эффективного функционирования личности, общества и российского государства. Философский подход к изучению проблемы безопасности раскрывается в единстве ее онтологических, гносеологических и нравственных оснований.
Ключевые слова: общество, государство, безопасность, философские основы безопасности, социальные функции государства, национальная безопасность.
The author examines the philosophical foundations of the social security systems in order to preserve their integrity, sustainable development and effective functioning of the individual, society and the Russian state. Philosophical approach to the problem of security is revealed in the unity of its ontological, epistemological and moral grounds.
Key words: society, government, security, philosophical foundations of security, the social functions of the state, national security.
А.В. КОЛДАЕВ
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
УДК 338.48
Рассматриваются различные типы сельского туризма и вопросы их наличия в процессе обучения студентов для данного вида туристской деятельности в рамках высшего профильного образования. Приводятся примеры знаний, умений и навыков, которыми будет обладать специалист, обучаемый по программе подготовки в сельском туризме. Объясняется необходимость наличия такой программы в процессе профессиональной подготовки специалистов в данной области.
Ключевые слова: сельский туризм, образование, знания, умения.
This article considers the different types of rural tourism and issues of their presence in the training process of students for this type of tourism activity in higher professional education. The author gives the examples of knowledge and skills that the specialist, trainee under the training program for rural tourism, will have. He explains the need for such program during the professional training of specialists in this field.
Key words: rural tourism, education, knowledge, skills.
Д.И. КАЧИНСКИЙ
РАЗВИТИЕ АГРОТУРИЗМА И ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ
УДК 338.482:378.1
Кратко рассматривается история развития агротуризма в мире и в России в частности. Выделяются формы организации развития агротуризма. Большое внимание уделяется проблеме подготовки туристских кадров, формулируются требования к специалисту по агротуризму.
Ключевые слова: агротуризм, профессиональная подготовка туристских кадров, требо-вания к подготовке специалистов по агротуризму.
The article deals with the brief history of the development of agro tourism in the world and in Russia in particular. The author distinguishes the forms of organization of rural tourism. Much attention is paid to the training of tourism staff, the author formulates the requirements for specialist in agro tourism.
Key words: agro tourism, tourism staff training, requirements for training in rural tourism.
А.С. СЕРГЕЕВ
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОПЫТ ТУРИСТСКОЙ ПОЕЗДКИ И
КОМФОРТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В СТРАНЕ
УДК 338.487:339.13
Рассматриваются факторы, влияющие на опыт туристкой поездки и поведение во время путешествия. Автор приводит данные опроса, проведенного среди студентов РМАТ, обосновывая необходимость поликультурной подготовки студентов.
Ключевые слова: неоколонист, экзистенциальные мотивы путешествий, массовый ту-ризм, культурный шок, поликультурность, пирамида потребностей.
Factors influencing the tourist trip experience and behavior while staying in that country are considered in the present article. The author describes the polling of RIAT students justifying the need for multicultural training of students.
Key words: neocolonist, existential motivations of traveling, mass tourism, cultural shock, multiculturalism, the pyramid of needs.
Э.В. ПЕРЕВЕРЗЕВА, С.Н. ФИЛИППОВА
ТУРИЗМ И МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 338.48:616.99
Представлены данные, способствующие формированию медико-экологической культуры и санитарно-гигиенической грамотности студентов туристских специальностей. Приводятся сведения об опасных болезнях, способных причинить вред здоровью организаторов туристского бизнеса, экскурсоводов, туристов, других групп населения, выезжающих в субтропические и тропические страны Африки, Азии, Южной Америки, Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: биогельминты, геогельминты, возбудитель, паразит, жизненный цикл, болезнь, инфекция, инвазия, личинка, взрослые формы, окончательный и промежуточный хозяин, переносчики, диагностика.
The article presents data that contribute to the formation of medico-ecological culture and sanitary literacy of students of tourism professions. The publication provides information about dangerous diseases that could be harmful to health of tourism business organizers, guides, tourists, and other population groups, travelling to tropical and subtropical countries in Africa, Asia, South America, South Pacific area.
Key words: bio helminthes, geo helminthes, pathogen, parasite, life cycle, disease, infection, invasion, larva, adult forms, final and intermediate hosts, vectors, diagnostics.
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА
В.М. КОЗЫРЕВ
АДАМ СМИТ: ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
УДК 330.821.1
В первом номере «Вестника РМАТ» за 2012 г. была предпринята попытка дать краткий анализ основных направлений в современной экономической теории. В данной статье более обстоятельно рассматривается экономическое учение основателя классической экономической науки Адама Смита. В связи с этим подвергается анализу концепция современных неоклассиков, полагающих, что эта концепция исходной основой имеет учение А. Смита.
Ключевые слова: разделение труда, кооперация, трудовая теория стоимости, невидимая рука рынка или невидимая божественная рука, экономический человек, свобода торговли и рынка, политика невмешательства государства.
The first issue of this scientific journal in 2012 there was an attempt to give a brief analysis of the main trends in modern economic theory. Now we present a thorough economic doctrine of Adam Smith, the founder of classical economics. In this regard, under analysis is the concept of modern neoclassical economists, who believe that this concept is the basis of the original theory of Adam Smith.
Key words: division of labor, co-operation, the labor theory of value, the invisible hand of the market or the invisible hand of the divine, the economic man, free trade and the market, the policy of non-interference.
О.Н. ЛИСИНА
ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФАКТОР УСПЕХА ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
УДК 338.482.2
Рассматриваются особенности франчайзинга на туристском рынке. Автор анализирует развитие туристского рынка в современных условиях и раскрывает преимущества франчайзинговых туристских сетей как для владельца туристской компании, так и для правообладателя торгового бренда (франчайзера).
Ключевые слова: индустрия туризма, франчайзинг, франчайзинговые туристские сети, франчайзер, требования к турагентствам и менеджерам по туризму.
The article features franchising in the tourism market. The author analyzes the development of the tourism market under current conditions and reveals the advantages of franchising tourist networks, both for the owner of tourism companies and for commercial brand owner (franchisor).
Key words: tourism, franchising, franchise tourism network, the franchisor, the requirements to travel agencies and tourism managers.
Т.В. ТИМОФЕЕВ
ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ
АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРОПЕРАТОРОВ
УДК 338.486.3:65.011.56
Прослеживается эволюция автоматизации деятельности туроператоров и вытекающие из нее тенденции внедрения и применения современных систем автоматизации.
Ключевые слова: автоматизация, тенденция, современная система автоматизации деятельности туроператора, открытая система, закрытая система, он-лайн.
The article is tracking the automation evolution of tour-operator’s activity, as well as the trends of using up-to-date automation systems in tour operators’ work.
Key words: automation, trends, up-to-date system of automation of tour operators’ work, open system, closed system, on-line.
В.В. АЛИМОВ, М.В. АЛИМОВ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕРЫ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
УДК 658.14:338.24
Модернизация российской экономики связана с развитием инноваций, а их финансирование – с выбором направлений и оценкой эффективности этих направлений. Сложившиеся механизмы финансирования в большей части основаны на государственной поддержке. Активно ведется поиск решения задач институциональных преобразований научно-технической сферы по обеспечению эффективного процесса инновационного развития экономики. Частное финансирование инновационных предприятий находится только в начальной стадии развития.
Ключевые слова: финансирование, инновации, предприятия, государственное финансирование, инвестиции, венчурное финансирование, научные центры, бизнес-инкубаторы.
The modernization of the Russian economy is linked to the development of innovations, and their funding – with a choice of directions and assessing the effectiveness of these areas. Existing funding mechanisms are largely based on the state support. We are actively searching for solving the tasks of institutional transformation of scientific and technical areas to ensure an effective process of innovative economic development. Private financing of innovative enterprises is only in its initial state.
Key words: financing, innovation, enterprise, public finance, investment, venture capital, research centers, business incubators.
А.А. ВИНОГРАДОВ
СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВНУТРИФИРМЕННОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
УДК 658.5
Дается четкая характеристика внутрифирменного планирования, его цели и функции. Выявлено влияние внутрифирменного планирования на хозяйственную деятельность организации.
Ключевые слова: планирование хозяйственной деятельности, прогнозирование, информация, эффективность, финансы.
The article gives the accurate characteristics of intrafirmplanning, its purpose and function. It reveals the influences of intra firm planning on economic activity of the organization.
Key words: planning of economic activity, forecasting, information, efficiency, finance.
О.В. ЧАБАНЮК
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ЭКОНОМИКИ
УДК 338.24
Рассмотрены проблемы кадрового обеспечения российской экономики. Предложены принципы кадровой политики в условиях формирования инновационной экономики.
Ключевые слова: инновационная экономика, инновации, кадровая политика, подбор кадров, управление персоналом.
The problems of staffing the Russian economy are considered. The principles of personnel policy in the emerging innovation economy are offered.
Key words: innovation economy, innovation, human resources policy, recruitment, HR management.
ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Ю. СИГАЕВ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В
ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
УДК 378.18:37.048.2
Рассматриваются особенности педагогической поддержки студентов в преодолении личностных качеств, препятствующих профессиональной реализации, таких как застенчивость, неуверенность и нерешительность.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, профессиональное становление, психологическое консультирование, практические занятия, семинар, тренинг, профессиональная компетентность, ролевая игра, саморазвитие, самостоятельная работа.
This article discusses the features of pedagogical support of students in overcoming personal qualities that impede professional development, such as shyness, uncertainty and indecision.
Key words: educational support, professional development, counseling, workshops, seminars, training, professional competence, role play, self-development, self-study.
С.Н. ФИЛИППОВА, Э.В. ПЕРЕВЕРЗЕВА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378:001.891
Представлена концепция практически направленного экологического образования в сфере туризма и педагогики, а также результаты позитивной динамики экологического сознания студентов при практическом обучении естественным наукам. Обоснованы организационные структуры использования инновационных результатов экологических исследований и разработок в вузах в интересах территорий и регионов.
Ключевые слова: экологическая направленность профессионального образования, экологическая культура студентов, антропоцентризм, экоцентризм, природосообразный стиль жизни, социально-экологические инновации.
The article introduces the concept of practically oriented ecological education in the field of tourism and pedagogy and the results of positive dynamics of ecological awareness of students in their practical training in natural sciences. Organizational structures of using innovative results of ecological research and development in higher education in the interests of the territories and regions are proved.
Key words: ecological orientation of vocational education, ecological culture of students, anthropocentrism, ecocentrism, nature oriented lifestyle, social and ecological innovation.
Д.А. МАХОТИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ:
СООТНОШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ
УДК 378:001.891
Рассмотрена проблема взаимоувязывания требований профессиональных и образовательных стандартов. Проведенный автором анализ существующих требований к квалификации и компетенциям педагога показал, что требования образовательных стандартов к выпускнику педагогического вуза (бакалавру) не соответствуют требованиям профессионального сообщества к педагогу, в первую очередь в контексте профессионально важных качеств личности.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, профессиональная подготовка бакалавров в педагогической области, требования к квалификации и компетенциям педагога.
The problems of linkage between the requirements of professional standards and educational standards are considered in the article. The author's analysis of the current requirements for the qualification and competence of the teacher has shown that the requirements of educational standards to the pedagogical institute graduate (BA) do not correspond to the requirements of the professional community to the teacher, especially in the context of professionally important qualities of a personality.
Key words: professional standards, federal state educational standard of higher education, professional training in teaching BA, requirements to the qualification and competence of the teacher.
Т.В. ТИМОФЕЕВ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
В СФЕРЕ ТУРОПЕРЕЙТИНГА
УДК 378:001.891
Проводится анализ состояния профессиональной подготовки выпускников туристского вуза в сфере туроперейтинга. Рассматриваются условия этого анализа и условия, обусловливающие существующий уровень профессиональной подготовки.
Ключевые слова: анализ, профессиональная подготовка, туроперейтинг, туроператор, менеджмент, инновации, рецептивные туроператоры, инициативные туроператоры.
The article discusses the analysis and condition of professional training of specialists in tour operating sphere. The external conditions of such analysis are given.
Key words: analysis, professional training, tour operating, tour operator, management, innovations, receptive tour operators, initiative tour operators.
Е.Н. ГРОМОВА
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
УДК 37.047
Раскрыты основные элементы процесса социализации школьника, одной из состав-ляющих которого является профессиональное самоопределение. Определена роль учителя иностранного языка в процессе выбора профессии учащимися и приведены примеры эффективных педагогических технологий, помогающих создать условия для оптимального раскрытия каждого ученика.
Ключевые слова: мотивация, социализация, профессиональное самоопределение, педа-гогические технологии, первичная профориентация.
The article discloses the main components of the student’s socialization, including professional self-determination. It describes the foreign teacher’s role in the students’ choosing a career process and several effective pedagogical technologies to optimum every person disclosure are given.
Key words: motivation, socialization, professional self-determination, pedagogical technologies, primary vocational guidance.
С.Н. ЗУБАРЕВ
ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ
УДК 378.1
Рассматриваются вопросы гуманизации и гуманитаризации образования в высших учебных заведениях пограничного профиля. Гуманитарная подготовки и ее принципы – важная часть и средство гуманизации образования.
Ключевые слова: гуманизм, гуманность, гуманитарная подготовка.
The article is dedicated to the questions of humanitarian training in higher educational institutions of the border profile. Humanitarian training and its principles are important part and facility of education humanization.
Key words: humanism, humanity, humanitarian training.
К.В. КУЗНЕЦОВ
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АНТИПРОПАГАНДЫ
РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
УДК 378:001.891:37.018.761
Рассматривается разработанная автором модель формирования у студентов гуманитарного вуза умений антипропаганды религиозного экстремизма в будущей профессиональной деятельности, описаны структура и содержание модели.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, гуманитарный вуз, педагогическая модель, безопасность жизнедеятельности, антипропаганда религиозного экстре-мизма.
In this article the author developed a model of formation of anti propaganda of religious extremism skills among university students in professional activity, describes the structure and content of the model.
Key words: higher professional education, liberal arts college, pedagogical model, life safety, anti-propaganda of religious extremism.
А.Ю. БРИГАДНОВА
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В
ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК 378.147
Рассматриваются особенности формирования готовности к самопрезентации студентов туристского вуза. Автор описывает предложенную им методику, обосновывая целесообразность ее применения в практическом обучении.
Ключевые слова: самопрезентация, технология, активная учебная лекция, практические занятия, семинар, техника 3D, техника GROW, ролевая игра, Т-группы, интеллект-карты, кейс-стади, самоимиджирование, самостоятельная работа.
The peculiarities of the self-presentation readiness formation for the students in the institute for tourism are considered in the present article. The author describes his methodology proving the reasonability of its application in the process of practical training.
Key words: self-presentation, technology, active educational lecture, practical studies, seminar, 3D technology, GROW technology, role-playing, case-study, self image designing, selfinstruction.
Ю.С. ЕЛОНОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ТАЛАНТЛИВЫХ
УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)
УДК 377.5:376.545
Раскрываются особенность и результаты формирующего эксперимента по осуществлению педагогического сопровождения потенциально талантливых учащихся, обучающихся по программам среднего профессионального туристского образования «Туризм» и «Гостиничный сервис». Инструментом осуществления поддержки является авторский спецкурс «Имиджелогия». Мерой эксперимента стали коммуникативные, социально-организационные и имидж-компетенции, отобранные на основе анализа ФГОС СПО.
Ключевые слова: среднее профессиональное туристское образование, потенциально талантливая молодежь, имиджелогия, социально-организационные компетенции, имидж-компетенции.
The article describes the features and results of the formative experiment to implement pedagogical support of potentially talented students enrolled in secondary vocational tourism education «Tourism» and «Hotel service». The instrument of support is special course «Imageology» created by the author. The measures of the experiment were communicative, social, organizational and image competences, selected on the basis of analysis of the state Standards in Education.
Key words: vocational tourism education, potentially talented youth, imageology, social organizational competence, image competence.
Т.А. КАЧУРИНА
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИТАЛИИ
В КОНЦЕ XX ВЕКА
УДК 378:001.891:378.4
Рассматриваются особенности системы высшего образования в Италии в конце XX в. Автор описывает становление и развитие трех главных секторов высшего образования. Приводится в пример один из основных университетов, осуществляющих подготовку студентов сферы туризма.
Ключевые слова: высшее образование в Италии, европейское образование, закон об образовании в Италии, университеты Италии, Sapienza – Universita’ del Turismo di Roma.
This article presents the peculiarities of the Italian system of education. The Author touches upon the history and the development of the three sectors of the secondary education. One of the leading Universities of Tourism is shown here as an example.
Key words: secondary education in Italy, European education, the education law in Italy, the Italian Universities, Sapienza – Universita’ del Turismo di Roma.
А.Г. ЛАПШИНА
О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА
«ЭТИКА ТУРИЗМА» В СИСТЕМЕ БАКАЛАВРИАТА
УДК 378.147
Дана характеристика профессиональной этики как необходимого компонента при подготовке студентов в системе бакалавриата. Рассмотрена методика преподавания элективного курса «Этика туризма».
Ключевые слова: бакалавриат, метод кейсов, методы обучения, нравственные требования, профессиональная этика, туризм, учебный курс, этика туризма.
Professional ethics is identified as a necessary component of professional training in the system of baccalaureate. Importance and methodology of teaching the course «Ethics of tourism» are shown.
Key words: baccalaureate, case method, methods of teaching, moral requirements, professional ethics, tourism, tourism ethics, training course.
Г.С. ЩЕРБАКОВ
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА
УДК 378:001.891
Рассматривается модель подготовки специалиста как система, отображающая или воспроизводящая существующие или проектируемые структуры, состав и содержание информационно-технологической подготовки специалиста и организацию учебного процесса, обеспечивающего их реализацию.
Ключевые слова: профессиональное туристское образование, менеджер туризма, информационно-технологическая подготовка, профессиональная направленность подготовки.
The author considers the model as a system of specialist training, displaying or reproducing existing or planned structures, the composition and content of the information technology specialist training, and organization of the educational process to ensure their implementation.
Key words: professional tourist education, manager of tourism, information technology training, professional orientation training.
Г.А. АРУТЮНОВ
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378:001.891
Проводится анализ значения медиаобразования и медиаграмотности в современном информационном обществе в контексте решения задач профессиональной подготовки туристских кадров. Определяются составляющие медиаграмотности студентов и направления ее формирования.
Ключевые слова: профессиональное туристское образование, медиаобразование, медиаграмотность студентов туристского вуза, мониторинг медиаграмотности.
The author analyzes the importance of media education and media literacy in the modern information society in terms of solving problems of training tourism personnel. The components of media literacy of students and the direction of its formation are defined.
Key words: professional tourism education, media education, media literacy tourism university students, monitoring of media literacy.
О.В. ВИНОГРАДОВА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО
ВУЗА КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ
ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ АНИМАЦИИ
УДК 378:001.891
Рассматривается значение научно-исследовательской работы студентов туристского вуза как компонента подготовки в сфере фольклорно-этнографической анимации. Обосновывается вывод о целесообразности обеспечения личностного смысла научно-исследовательской работы, использования современных форм, методических приемов и средств для развития самостоятельной познавательной активности, навыков самостоятельного исследования и творческой деятельности у студентов.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, фольклорно-этнографическая ани-мация, творческая деятельность, познавательная активность, самостоятельность, лич-ностный смысл, творческое мышление, индивидуальные способности, исследователь-ские навыки.
The article considers the importance of research work of tourism higher education institution students as a training component in the sphere of folklore and ethnographic animation. There are given reasons for the conclusion about the need of ensuring personal sense of research work, usage of modern forms, methodical tools and means for development of independent informative activity, as well as the skills of independent research and students’ creative activity.
Key words: research work, folklore and ethnographic animation, creative activity, informative activity, independence, personal sense, creative thinking, individual abilities, research skills.
А.В. КОЛДАЕВ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО
ТУРИЗМА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
УДК 378:001.891:338.48
Рассматриваются вопросы развития сельского туризма и подготовки кадров за рубежом и в России. Описываются основные европейские регионы сельского туризма. Приводится пример европейской программы по подготовке специалистов для сельского ту-ризма, а также рассказывается об основных организациях по подготовке кадров на примере Финляндии и Польши. Рассматривается существующая подготовка специалистов сельского туризма в России.
Ключевые слова: сельский туризм, подготовка кадров, тенденции развития, программа подготовки специалистов для сельского туризма.
The article examines the development and personnel training for rural tourism abroad and in Russia. The author describes the main European regions of rural tourism. He gives an example of the European program of personnel training for rural tourism, and also describes the basic organization of personnel training on the example of Finland and Poland. The author considers personnel training in the concept of rural tourism in Russia.
Key words: rural tourism, personnel training, development trends, training program for rural tourism.
А.М. ПАУКОВА, С.Ю. СИГАЕВ
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ,
ОКАЗЫВАЮЩЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
УДК 376.5:378.18
Рассматриваются требования к личностным качествам, профессиональной позиции преподавателя, оказывающего педагогическую поддержку студентам. Содержатся рекомендации по преодолению кризисных ситуаций, связанных с личностновключенной позицией педагога, необходимой для работы в педагогике поддержки.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, профессиональное становление, психологическое манипулирование, профессиональная позиция, этика оказания психологической помощи, тренинг, профессиональная компетентность, компетентность, саморазвитие, психологические механизмы.
This article discusses the requirements to personal qualities, professional attitudes of the teacher providing educational support to students. The article contains the tips on overcoming crisis situations related to student-teacher relations that are needed for the work in the support pedagogic.
Key words: pedagogical support, professional development, psychological mani pulation, professional attitude, ethics, psychological support, training, professional competence, competence, self-development, and psychological mechanisms.
О.В. ЧАБАНЮК
ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО
МЕНЕДЖМЕНТУ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378:001.891
Рассмотрены проблемы качества подготовки специалистов по менеджменту в условиях развития российской экономики и модернизации профессионального образования. Предложены пути повышения и сохранения образовательного потенциала России в процессе организации профессионального образования.
Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка кадров, конку-рентоспособность, менеджер.
The problems of the quality of training in management in the Russian economy and the modernization of vocational education are considered. The ways of improving and maintaining the educational potential of Russia in the organization of vocational training are given.
Key words: quality of education, vocational training, competitiveness, manager.
М.А. МЕШКОВА
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
УДК 37.018.46
Обосновывается актуальность развития навыков профессионального общения специалистов в сфере ресторанного бизнеса. Раскрывается содержание тренингов профессионального общения: «Формирование навыков общения», «Развитие навыков презентации».
Ключевые слова: общение, навыки общения, тренинг профессионального общения, саморазвитие, карьера, тайм-менеджмент, презентация.
The article gives reasons for the necessity of professional communication skills development of the restaurant business specialists. The contents of the communication skills trainings is revealed, such as «Creation of communication skills» and «Development of presentation skills».
Key words: communication, communication skills, communication skills training, self-development, career, time management, presentation.
ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО
А.А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВ – ТУРИСТ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ
В системе детско-юношеского туризма и краеведения не так много людей (хотя с детьми в походы ходили и ходят сотни тысяч педагогов), о которых можно сказать: «Это – маяк». Один из них – Александр Александрович Остапец-Свешников, человек, который всей своей жизнью, профессиональной педагогической, научной и туристской деятельностью, служит и будет служить еще не одному поколению педагогов-туристов образцом для подражания, чей вклад в развитие детско-юношеского туризма, его науч-ного обоснования очень велик.
Мне посчастливилось общаться и работать с Александром Александровичем в течение почти сорока лет, и я считаю возможным оценить его вклад в педагогическую науку, в развитие системы дополнительного образования, в совершенствование теории и практики туристско-краеведческой деятельности.
Александр Александрович по жизни был неординарным человеком, постоянным генератором идей, талантливым организатором, умеющим видеть перспективу своей деятельности и средства для ее достижения. Он был ярким представителем того непро-стого времени, которое переживала наша страна, того поколения, которое верило в светлое будущее и отдавало все свои силы для построения этого будущего.
Он родился в 1929 г. в Москве. Не случаен его приход в туризм в 1949 г., ведь его кипучая энергия требовала выхода, ему необходима была постоянная подпитка впечатлениями, новыми фактами, знакомствами с новыми людьми – все то, что дает туризм, походы и путешествия. Он много путешествовал по регионам Российской Федерации, Средней Азии, Крыму, Кавказу. Это были и небольшие походы, и категорийные путешествия. Уже в 1964 г. ему было присвоено звание «Мастер спорта СССР по туризму».
Активная жизненная позиция, энергия и в то же время организаторские способности комсомольца Остапца были замечены, и в 1952 г. Центральным комитетом ВЛКСМ он был командирован на строительство Куйбышевской ГЭС. Ему был поручен сложный участок – культурно-просветительная и спортивная работа среди молодых строителей. В эти годы он сам активно занимался спортом: играл в волейбол за команду мастеров «Крылья Советов» города Куйбышева, активно занимался мотоспортом, велосипедом. Но туризм оставался его основным увлечением – он организовывал и проводил водные походы по маршруту «Волжская кругосветка», совершал различные походы, организовывал и проводил туристские слеты и соревнования. В эти годы он вплотную начинает работать в системе образования – принимает непосредственное участие в организации двух детских спортивных школ, привлекает детей строителей к походам, занятиям туризмом.
Вернувшись в 1956 г. в Москву, Александр Александрович стал преподавать физкультуру и туризм в интернате № 15. Работа в интернате – это его первые шаги на педагогическом поприще. С ребятами интерната он много путешествовал на мотоциклах, велосипедах, байдарках, лыжах и пешком. Помимо этого, он с учащимися наладил производство детских игрушек и пошив платьев, а на полученные деньги приобреталось туристское и спортивное снаряжение. В это же время он заочно учился в Институте физкультуры (ГЦОЛИФКе), а по его окончании продолжил учебу в МГЗПИ на биологическом факультете.
В педагогическую науку он пришел в 1968 г., поступив на работу в Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики Академии педагогических наук СССР. В науку он вошел уже признанным практиком, имея в среде педагогов-туристов заслуженный авторитет. Десятилетиями педагоги, заинтересованные в результатах своего труда, искали новые направления работы со школьниками, в недрах педагогической практики шла работа, накапливался интересный опыт, который может и должен быть использован. Однако педагогам-практикам сложно абстрагироваться от повседневной текучки дел, «подняться на горку», чтобы с нее обозреть общую картину и разглядеть в туманной дали ориентиры и пути к ним – куда дальше идти, какими тропинками-дорожками. Но без осмысления пройденного и сегодняшнего состояния дел очень сложно работать дальше. Анализируя имеющийся опыт, необходимо отобрать такие формы работы, такие методы и приемы, которые бы позволили формировать человека, обладающего устойчивым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями и вместе с тем психологически лабильного, гибкого, способного усваивать и перерабатывать информацию, способного к саморазвитию в юношеском и зрелом возрасте. Необходимо разобраться, все ли взяла для себя система образования из того, что может дать туризм; есть ли у детско-юношеского туризма неиспользованный педагогический «порох».
Страница 2 | Page 2