Педагогическая наука довольно равнодушно и на практике однобоко подходила к детскому туризму, признавая в нем единственно достойной внимания лишь познавательную сторону – краеведение. Поэтому на практике школы использовали туристско-краеведческую работу с детьми в различные периоды по-разному и так, как им виделось существо этой формы работы. Управленческие структуры и руководители школ видели в ней то лишь обучающую функцию (расширение и углубление знаний учащих-ся по основам наук), то воспитание патриотизма или эстетических чувств, то средство физического развития и укрепления здоровья, то форму общественно полезной деятельности, то дополнение к программе допризывной подготовки. Но редко где школы и органы народного образования умели объединить все направления в единый комплекс и использовать на практике в органическом единстве. И ни штаб просвещения в лице Минпроса СССР, ни Академия педагогических наук не позаботились о выработке единого взгляда на предмет школьного туризма, его теории. Вся «теория» сводилась к ос-воению технических приемов: как разжечь костер, как пользоваться картой и компасом, как завязать узел, навести переправу через реку и т.п.
Александр Александрович поставил задачу объединить усилия педагогов-практиков и педагогической науки, сумел осмыслить и сформулировать с педагогической точки зрения наработанные педагогами-туристами в течение десятилетий формы туристско-краеведческой деятельности, дать рекомендации для улучшения этой работы. Остапец разработал многие положения, которые в настоящее время широко используются в детско-юношеском туризме. Он отмечал, что еще в предвоенные годы разрабатывалась система самодеятельного туризма. Характерно, что в ней туризм теснейшим образом связан с краеведением: для получения почетного звания мастера спорта по туризму необходимо было, во-первых, сдать экзамены по географии, истории и биологии, во-вторых, выполнить путешествия 3-й категории сложности и как участник, и как руководитель группы. С учетом этих требований появляются первые эталонные маршруты и устанавливаются их категории сложности. Хотя эти положения и методические разработки прямо не относились к детскому туризму, станции юных туристов уже в 1930-х гг. начинают собственную научно-методическую работу, устанавливая примерные правила, определяя нормативы такой деятельности, соотнося ее с положениями взрослого туризма. Например, во взрослом туризме устанавливается правило: «Турист трижды проходит маршрут: когда его готовит, когда проходит и когда, анализируя его, подводит его итоги». Детский туризм полностью взял это правило в свою методику работы с подрастающим поколением.
Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение и закрепленному в нормативных документах выражению «туристско-краеведческая деятель-ность в школе (ТКД)», чему в немалой степени способствовал и официально закрепил этот термин в научной педагогической литературе Александр Александрович. В традиционном терминологическом определении деятельности «туристско-краеведческая» получила отражение идеология нашей системы образования, ведь туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. В сочетании туризма (перемещения в пространстве) в доминантной его форме (поход) с познанием края (созерцанием объектов в пути) приоритетным должно являться прохождение намеченного маршрута похода.
Остапец отмечал, что с конца 1960-х гг. начинается активная разработка отдельных сторон детско-юношеского туризма, влияющих на формирование личности. В эти годы защищаются следующие кандидатские диссертации: «Краеведение как средство связи воспитания с жизнью» (Н.В. Рубанова, М., 1965), «Туристско-краеведческая ра-бота как средство патриотического воспитания подростков» (А.Д. Солдатенков, М., 1969), «Проблемы краеведения в теории и практике образовательной школы РСФСР (1917–1931 гг.)» (А.Е. Сейненский, М., 1969), «Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков» (И.Н. Пилат, М., 1970), «Формирование познавательных интересов в процессе краеведческой деятельности» (В.Г. Липинак, Киев, 1969), «Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристских походах старших школьников» (А.Г. Нагорный, М., 1970).
В 1970-х гг. продолжается исследовательская работа в области теории и методики детско-юношеского туризма. В Академии педагогических наук, республиканских академиях и в ведущих педагогических вузах готовятся и защищаются диссертации по темам туризма, краеведения, экскурсионного дела, музейной и лагерной работе.
Погрузившись с головой в научно-педагогическую деятельность, Александр Александрович продолжал заниматься с трудными подростками в ПТУ № 1, проводил экспериментально-исследовательскую работу в школах № 416, 424, 44 и 733 г. Москвы. Из подготовленного им школьного туристского актива вышли увлеченные помощники, благодаря энтузиазму которых удавалось решать многие сложные вопросы организации детско-юношеского туризма. На собранном материале А.А. Остапец-Свешников в 1974 г. защитил диссертацию «Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков», ему было присвоено звание кандидата педагогических наук.
В 1980-е гг. несколько снижается исследовательская деятельность в области детско-юношеского туризма. Но это снижение было скорее количественное, а не качественное. Идет серьезное осмысление туристско-краеведческой деятельности как в Академии педагогических наук СССР, так и в республиканских педагогических академиях и в целом ряде педагогических институтов. В Институте общих проблем воспитания АПН СССР создается группа «Теория и методика детско-юношеского туризма» под руководством Остапца, просуществовавшая всего пять лет до реформ 1991 г.
В эти годы проводятся научно-практические конференции, посвященные пробле-мам детско-юношеского туризма, которые содействовали сплочению, пусть пока еще временному, ученых и практиков в области туристско-краеведческой, музейной, экологической и экскурсионной деятельности. По инициативе Александра Александровича в апреле 1988 г. проведена Всесоюзная научно-практическая конференция «Развитие идей А.С. Макаренко в туристско-краеведческой деятельности современной школы», а в марте 1989 г. – Всесоюзная научно-практическая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения Н.К. Крупской и 70-летию детско-юношеского туризма в СССР.
В эти годы проведены новые теоретико-методические исследования, защищены кандидатские диссертации: «Внешкольная экспедиционная работа учащихся по физической географии как фактор повышения эффективности обучения и воспитания» (А.П. Климова, М., 1983), «Средства и методы нравственного воспитания юных туристов в условиях горных походов» (В.Г. Цыганков, Л., 1985), «Организация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы» (В.В. Дранишников, М., 1986).
В 1989 г. Остапец-Свешников защищает диссертацию «Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы» и становится первым доктором педагогических наук по данному направлению.
Особо необходимо отметить, что авторским коллективом под руководством А.А. Остапца-Свешникова в эти годы была разработана концепция детско-юношеского ту-ризма и ее основы – туристско-краеведческой деятельности под названием «Школа жизни – окружающий мир».
Александр Александрович выделяет следующие основные положения концепции:
• освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности осуществляется по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома – к родному краю и другим регионам Отечества; от созерцания-ознакомления – к научному исследованию действительности;
• структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов); связан-ные между собой циклы создают круглогодичную систему этой деятельности;
• на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспитательно-образовательно-оздоровительных задач, ориентированных на гармоничное развитие личности учащихся;
• реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществляется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных (дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей;
• функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;
• открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее построения (доступность любому учителю и ученику).
Объективно педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов и прежде всего доминанту – походы, очень велик. Од-нако на деле коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов и от их умения и опыта в этой области, персональной концепции и профессиональной подготовки.
Четкое понимание сущности концепции необходимо всем работникам школы и учреждений дополнительного образования, так как только при этом можно целесообразно, педагогически грамотно и с максимальной пользой применять различные формы и нормы туризма к разным контингентам детей.
Еще в 1970-х гг. руководство Мосгороно определило А.А. Остапцу-Свешникову школу № 377 в Южном Измайлове для проведения экспериментальной работы, на базе которой по его инициативе был создан межшкольный экспериментальный Центр детско-юношеского туризма и краеведения «Родина». В 1991 г. в Москве на базе меж-школьного клуба «Родина» решением Департамента образования Москвы был создан экспериментальный Центр детско-юношеского туризма и экскурсий с его прежним названием «Родина», директором которого был утвержден Александр Александрович. Центр проводил и проводит районные, окружные, городские, областные, всероссийские и международные семинары, конференции по проблемам детско-юношеского туризма, краеведения и экологии, ведет большую туристско-краеведческую работу с детьми и педагогами. Разработанная Остапцом-Свешниковым концепция «Школа жизни – окружающий мир» легла в основу педагогической деятельности Центра.
Центр объединил ученых и практиков, долгие годы работающих в детско-юношеском туризме. Первым серьезным вкладом Центра в научно-методическом плане были «Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы» и монография А.А. Остапца-Свешникова «Методология и концепция детско-юношеского туризма». В течение 1995–1997 гг. издается еще несколько работ. Много его идей было воплощено в Центре. Одна из них – путешествие на велосипедах по Байкало-Амурской магистрали от Байкала до Тихого океана. Символично, что в настоящее время созданное Александром Александровичем учреждение продолжает ра-ботать под названием «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий “Родина” имени А.А. Остапца-Свешникова».
В октябре 1997 г. на международной конференции «Школа жизни – окружающий мир» Остапец создает Московскую академию детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТК). Она была создана с целью объединить силы ученых и практиков, работающих в области детского туризма и сплотила вокруг себя 38 коллективных и более 80 индивидуальных членов. Академия начала издавать свой художественно-публицистический журнал «Юный землепроходец» и научно-методический журнал «Проблемы детско-юношеского туризма». Она активно включается в работу по подготовке кадров научных работников в области детско-юношеского туризма через систему общественных аспирантур при самой Академии и защиты при Российской академии образования, Российской международной академии туризма и в диссертационных советах ряда педагогических университетов страны. Академия продолжает работать в соответствии с теми принципами и положениями, которые были определены Александром Александровичем. В память о его большом вкладе в науку о детско-юношеском туризме и краеведении Президиум Академии учредил медаль его имени.
Особо надо выделить 1999 год, когда в результате объединенных усилий Центра детско-юношеского туризма и краеведения России и Российской международной академии туризма (РМАТ) при самом активном участии Александра Александровича, который являлся членом диссертационного совета этого учебного заведения, сделан прорыв в подготовке научно-педагогических кадров по вопросам детского туризма и краеведения. Работникам центров и станций юных туристов, обладающих громадным практическим опытом, были созданы условия для осмысления своей деятельности, подготовки и защиты кандидатских диссертаций. Начались регулярные научные публикации в сборниках РМАТ, в «Вестнике детско-юношеского туризма России», трудах Академии туризма, МАДЮТК, журналах «Внешкольник» и «Дополнительное образование», средствах массовой информации.
Благодаря деятельности Остапца-Свешникова в составе диссертационного совета РМАТ – по сути, единственного специализированного совета в стране – создана научная школа, занимающаяся вопросами туристско-краеведческой деятельности учащихся. Только за период 1999–2002 гг. 38 человек – практиков детско-юношеского туризма и краеведения – защитили кандидатские диссертации. Александр Александрович осуще-ствлял научное руководство многими соискателями, выступал в роли научного оппонента большинства работ. Каждое его выступление на заседании диссертационного совета превращалось в интереснейшее событие, своего рода школу не только для защищавшихся, но и для многих членов диссертационного совета. Его неординарные мысли по проблемам образования, туризма, детского туризма и краеведения, ироничные высказывания без оглядки на административные должности, порой категоричные, в большинстве случаев вызывали оживленную дискуссию.
А.А. Остапец-Свешников – автор десятка книг по туризму и краеведению, среди них: «Легчайшая кавалерия», «На маршрутах туристы-следопыты» (1987), «Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба “Родина”» (1992), «Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся» (2001).
Сама личность Александра Александровича Остапца-Свешникова – туриста, педагога, ученого, организатора, руководителя, да и просто великолепного, энергичного, обладавшего огромным чувством юмора, коммуникабельного человека – способствовала тому, что проблемы развития детского туризма достойно рассматриваются в научно-педагогической среде, их важность и значимость в настоящее время не вызывают ни у кого сомнений, а сама туристско-краеведческая деятельность имеет серьезную научную базу, позволяющую решать многие организационно-педагогические проблемы.
Ю.С. Константинов, д-р пед. наук,
профессор, заслуженный учитель
Российской Федерации
Страница 1 | Page 1